Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Шабанова С.Г, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 мая 2024 года кассационную жалобу Гринкевича А.Н. на решение Самарского районного суда города Самары от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1038/2023 по административному исковому заявлению Гринкевича А.Н. к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Гринкевича А.Н. - Баркетова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, Управления ФНС России по Самарской области Орловой И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гринкевич А.Н. является собственником нежилых помещений.
Налоговым органом в ходе анализа информации о движении денежных средств на расчетных счетах Гринкевича А.Н. за 2020 - 2021 годы установлены поступления от ООО "ТрансРесурс" в сумме 193 164 998 руб.
На основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области налоговым органом проведена выездная налоговая проверка за 2019 - 2021 годы по всем налогам в отношении Гринкевича А.Н. По результатам проведенной проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки N 20/31 от 17 июня 2022 года.
В рамках выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде Гринкевич А.Н. систематически получал доход по сдаче в аренду своего недвижимого имущества организации ООО "ТрансРесурс" ИНН 6314045606. Деятельность Гринкевича А.Н. квалифицирована в качестве предпринимательской, при этом он не состоял на учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 8 ноября 2022 года N 56 Гринкевич А.Н. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и ему назначен штраф в размере 797 771 руб, доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 31 910 833 руб. и пени в общей сумме 5 332 351, 17 руб.
Гринкевич А.Н. подал апелляционную жалобу в Управление ФНС России по Самарской области, которая решением Управления ФНС России по Самарской области N 03-15/01020@ от 16 января 2023 года оставлена без удовлетворения.
Гринкевич А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области N 56 от 8 ноября 2022 года и решение Управления ФНС России по Самарской области N 03-15/01020@ от 16 января 2023 года; признать отсутствие занижения величины налоговой базы на сумму 26 716 246 руб. и уменьшить налогооблагаемую базу при расчете НДС на сумму начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ); уменьшить сумму начисленных пени.
Решением Самарского районного суда города Самары от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гринкевич А.Н. в лице представителя в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что в производстве Арбитражного суда Самарской области имеется дело N А55-17884/2023 по заявлению ООО "ЭкоСтройРесурс" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 17-21/11 от 20 февраля 2023 года в части доначисления налога на прибыль и НДС в размере 337 768 775 руб. Данное решение содержит прямо противоположные выводы о фиктивности сделок между ООО "ТрансРесурс" и Гринкевичем А.Н, взаимозависимости контрагентов ООО "ЭкоСтройРесурс", ООО "ТрансРесурс", Гринкевича А.Н.
Также Гринкевич А.Н. ссылается на то, что решением Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2023 года по делу N А55-38545/2022 он признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев.
От представителя Управления ФНС России по Самарской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС.
В соответствии с положениями статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей законодательства о налогах и сборах в качестве индивидуальных предпринимателей рассматриваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Гринкевич А.Н. систематически получал доход от сдачи в аренду ООО "ТрансРесурс" имущества, сдаваемые в аренду нежилые помещения изначально не были предназначены для использования в личных, семейных или домашних нуждах. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) Гринкевича А.Н. превышала в проверяемый период в совокупности два миллиона руб.
В этой связи суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что доходы, полученные Гринкевичем А.Н, правомерно квалифицированы налоговым органом, как полученные от фактической предпринимательской деятельности, в связи с чем он обязан уплачивать не только НДФЛ, но и НДС.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Ссылки Гринкевича А.Н. на необходимость уменьшения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) на сумму НДФЛ правильно не приняты во внимание, поскольку это не соответствует требованиям положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, довод о том, что доходы Гринкевича А.Н. от сдачи имущества в аренду должны быть уменьшены на сумму расходов на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций, также обоснованно отклонены.
В силу подпункта 3.2 пункта 3 договора аренды недвижимости от 1 декабря 2019 года, определено, что фактическая стоимость услуг аренды, включает стоимость расходов по коммунальным платежам (электроэнергия, платежи за пользование водой, отопление и др.) и расходы, связанные с оплатой услуг по обращению с отходами.
Таким образом, коммунальные услуги являются частью стоимости услуг аренды, следовательно, инспекцией обоснованно определен размер налога исходя из всей стоимости таких услуг.
Совокупностью предоставленных доказательств факт занижения величины налоговой базы Гринкевича А.Н. установлен, в связи с чем, заявленные требования о признании отсутствия такого факта, обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Признание Гринкевича А.Н. банкротом не влияет на законность решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гринкевича А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.