Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 декабря 2006 г. N Ф04-7991/2006(28907-А45-31)
(извлечение)
Предприниматель Б. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - Инспекция) по невозврату излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 23 123 руб. и обязании Инспекции возвратить 23 123 руб. (4 269, 77 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховая часть; 2 203, 02 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, накопительная часть; 9 370 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа, 7 280 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа), а также о взыскании судебных расходов в размере 1 500 руб.
Решением арбитражного суда от 19.07.2006 (изготовленное в полном объеме 26.07.2006) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что при вынесении судебного акта неправильно применены нормы материального права, просит изменить решение суда в части признания незаконным бездействия налогового органа и возврата страховых взносов в сумме 23 123 руб. При этом заявитель жалобы считает, что суд ошибочно применил к рассматриваемой ситуации нормы статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем порядок возврата сумм страховых взносов не регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу от предпринимателя и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Новосибирска не представлены.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в 2003 году предпринимателем Б. была произведена переплата в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 23 123 руб.
Предприниматель 03.02.2006 обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 23 123 руб.
Наличие переплаты на момент обращения предпринимателя Б. в налоговый орган подтверждается актом сверки расчетов от 30.01.2006 N 155.
Налоговый орган письмом от 20.02.2006 ТМ-14-13.2/4015 отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав на отсутствие правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве и на то, что законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Предприниматель, не согласившись с отказом налогового органа по возвращению излишне уплаченных страховых взносов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования предпринимателя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Из пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении возврата.
Факт излишней уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен судом, подтверждается актом сверки расчетов от 13.06.2006 N 5404 и не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.07.2006 (изготовленное в полном объеме 26.07.2006) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8572/06-43/221 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2006 г. N Ф04-7991/2006(28907-А45-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании