Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Орловой И.Н. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 мая 2024 года кассационную жалобу ГУ МВД России по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года по административному делу N 2а-3280/2023 по административному исковому заявлению Малаканова Владимира Ивановича к ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуре Самарской области, УМВД России по г. Самаре, начальнику ОП N 4 У МВД России по г. Самаре Кормазову Д.А, заместителю начальника полиции УМВД России по г. Самара Гусеву М.В. о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращений.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Андреева Д.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Малаканов В.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуры Самарской области по надлежащему принятию мер по заявлению истца, обязать ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуру Самарской области дать ответ и поставить на контроль рассмотрение заявлений истца, указывая, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, чем нарушены его права.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года решение суда первой инстанции отменено, принят отказ Малаканова В.И. от административного иска к прокуратуре Самарской области о не предоставлении ответа на обращение, производство по делу в данной части прекращено. Признано незаконным бездействие начальника отдела полиции по Октябрьскому району У МВД России по г. Самаре Кормазова Д.А. по ненадлежащему рассмотрению обращения Малаканова В.И, на начальника отдела полиции по Октябрьскому району У МВД России по г. Самаре Кормазова Д.А. возложена обязанность организовать надлежащее рассмотрение обращения Малаканова В.И. от 23 декабря 2022 года.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 мая 2024 года, ГУ МВД России по Самарской области просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Указывает, что фактическое направление ответа от 9 января 2023 года N на электронный адрес Малаканова В.И. подтверждено выпиской из сервиса электронного документооборота МВД России и административным истцом не оспаривалось, 18 января 2023 года материал по обращению Малаканова В.И. поступил в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре, зарегистрирован в КУСП за N от 18 января 2023 года, по результатам рассмотрения которого принято решение о его направлении для рассмотрения в Росздравнадзор Самарской области.
Считает, что судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что проверка совершаемых действий должностного лица, в том числе по регистрации и разрешению сообщения о преступлении, не может быть предметом рассмотрения суда в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), а подлежат рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 3 июня 2024 года.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Согласно статье 12 Федерального закона "О полиции", одной из обязанностей полиции служит прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентированы Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, предусматривающей, что обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства в соответствии с пунктом 27 Инструкции, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учетные формы подразделения делопроизводства.
Материалами дела подтверждено, что 22 декабря 2022 года Малаканов В.И. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением по вопросу мошеннических действий работников больницы им. Ерошевского.
Согласно сведениям управления делопроизводства и режима ГУ МВД России по Самарской области указанное обращение зарегистрировано в ГУ МВД России по Самарской области 23 декабря 2022 года за номером N, рассмотрение которого поручено У МВД России по г. Самаре, которое 18 января 2023 года направил материал в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре, при поступлении присвоен КУСП за N от 18 января 2023 года.
По результатам рассмотрения обращения принято решение о его направлении для рассмотрения в Росздравнадзор Самарской области.
Письмом заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Самаре Гусева М.В. от 9 января 2023 года исх. N Малаканову В.И. сообщено, что на основании пункта 69 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, обращение зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) 9 января 2023 года за номером N.
9 февраля 2023 года аналогичное обращение было направлено в прокуратуру Самарской области, на которое 15 февраля 2023 года им получен промежуточный ответ прокуратуры Самарской области.
О направлении материала по обращению Малаканова В.И, поступившего в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре и зарегистрированного в КУСП за N от 18 января 2023 года, в адрес Росздравнадзор Самарской области для проведения проверки Малаканову В.И. направлено сообщение письмом N/ без даты (л.д. 90).
Разрешая административные исковые требования, заявленные к прокуратуре Самарской области, суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для удовлетворения административного иска в данной части.
В суде апелляционной инстанции Малаканов В.И. отказался от предъявленных требований к прокуратуре Самарской области.
Суд апелляционной инстанции, установив, что отказ административного истца от части административных исковых требований, а именно требований, заявленных к прокуратуре Самарской области, является добровольным, принял частичный отказ от административного иска и прекратил производство по делу в указанной части.
Разрешая административные исковые требования, заявленные к ГУ МВД России по Самарской области, УМВД России по г. Самара, начальнику ОП N 4 У МВД России по г. Самаре Кормазову Д.А, заместителю начальника полиции УМВД России по г. Самара Гусеву М.В, суд первой инстанции исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о законности действий административного ответчика и об отсутствии нарушения прав Малаканова В.И. в связи с рассмотрением его обращения.
Не согласившись с данными выводами, суд апелляционной инстанции, установив отсутствие фактических доказательств направления материала проверки КУСП N от 18 января 2023 года по заявлению Малаканова В.И. в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области, исходил из допущенного нарушения требований законодательства при рассмотрении обращения административного истца, повлекших нарушение его прав.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к поставленным под сомнение в жалобах выводам, доказательства, принятые во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом акте и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Более того, порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также порядок ведомственного контроля за его соблюдением определены Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 23 Инструкции, регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.
В силу пункта 27.1. Инструкции все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются:
- с заявлением (сообщением) о преступлении: по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК;
- в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено преступление, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел (пункт 27.1.1.);
- с заявлением (сообщением) об административном правонарушении, о происшествии: по подведомственности в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов;
- в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено административное правонарушение или произошло происшествие, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел (пункта 27.1.2.).
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм в их единстве с положениями Федерального закона "О полиции", Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, одним из условий для направления обращения гражданина по подведомственности в государственный орган служит отсутствие сведений о преступлении.
Однако содержание обращения Малаканов В.И. не свидетельствует о фактах совершения административного правонарушения либо сведений о происшествии, в связи с чем законных оснований для передачи обращения в Росздравнадзор Самарской области не имелось.
Доводы кассационной жалобы, основанные на неправильном толковании норм материального права, позицию суда апелляционной инстанции не опровергают, данных о существенном нарушении при рассмотрении дела норм материального, процессуального права не содержат и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.