Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании c использованием систем видеоконфренц-связи поданную 30 мая 2024 года кассационную жалобу МКУ Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2024 года по административному делу N 2а-270/2023 по административному исковому заявлению Шамсиевой Ландыш Рашитовны к Исполнительному комитету Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, Палате земельных и имущественных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, муниципальному образованию "Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан" о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязании отменить постановление от 24 июля 2023 года N 289, возложении обязанности предоставить на праве аренды земельный участок.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Шамсиевой Л.Р. по доверенности Маликовой В.Ф. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 июня 2023 года Шамсиева Л.Р. (далее - административный истец) обратилась в Палату земельных и имущественных отношений Кайбицкого района Республики Татарстан (далее - Палата) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью 23000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый квартал: N, на праве аренды на 240 месяцев, из состава земель сельскохозяйственного назначения, с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
3 июля 2023 года Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик, Исполнительный комитет) вынес постановление N 273 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
24 июля 2023 года Исполнительный комитет вынес постановление об отмене вышеуказанного постановления Исполнительного комитета в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок относится к функциональной зоне "Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения", где не предусмотрено в качестве разрешенного вида деятельности ведения личного подсобного хозяйства, и уведомлением от 25 июля 2023 года N 02-2067 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка Шамсиевой Л.Р.
Шамсиева Л.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету о признании незаконным постановления от 24 июля 2023 года и названного уведомления.
Решением Кайбицкого районного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Шамсиевой Л.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2024 года решение суда первой инстанции в части отменено, принято новое решение, которым признаны незаконными постановление Исполнительного комитета от 24 июля 2023 года N 289 об отмене постановления предварительном согласовании предоставления Шамсиевой Л.Р. земельного участка от 3 июля 2023 года и отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка Шамсиевой Л.Р, выраженный в уведомлении от 25 июля 2023 года N 02-2067. На Исполнительный комитет и Палату возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шамсиевой Л.Р. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. Утверждает, что спорный земельный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером N, поставленного на кадастровый учет в ЕГРН. Следовательно, оснований для удовлетворения заявления Шамсиевой Л.Р. у Исполнительного комитета не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела и принятии судебных актов не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 35.1 решения Совета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан от 12 октября 2021 года N 21 установлен максимальный размер земельных участков с видом разрешенного использования за границей населенного пункта (полевой земельный участок) - 5000 кв. м, а размер образуемого земельного участка не соответствует указанному требованию и в этой связи суд не нашел совокупности оснований для удовлетворения административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая противоположное решение, суд апелляционной инстанции указал, что административным ответчиком не представлены доказательства несоответствия испрашиваемого земельного участка заявленным целям деятельности Шамсиевой Л.Р. (для ведения личного подсобного хозяйства) и превышении установленных максимальных параметров при формировании земельного участка.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на применимых нормах материального и процессуального права, а кассационную жалобу считает подлежащей отклонению по следующим причинам.
Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для целей предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 8 указанной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 этого Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 4).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5).
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Республики Татарстан, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, равен 2, 3 гектара, в том числе в границах населенного пункта - одному гектару.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что доводы административного ответчика о несоответствии испрашиваемого земельного участка заявленным целям деятельности Шамсиевой Л.Р. (для ведения личного подсобного хозяйства) и превышении установленных максимальных параметров при формировании земельного участка, не соответствуют действующему законодательству, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание в качестве обоснования для пересмотра апелляционного определения, поскольку эти обстоятельства не были приведены в оспариваемых постановлении и уведомлении административного ответчика, а суд не вправе их устанавливать и ссылаться на них в судебных актах в качестве оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, апелляционное определения суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.