Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 мая 2024 года кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства) на решение Ленинского районного суда города Самары от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N 2а-2433/2023 по административному исковому заявлению Скворцовой Ю.П, Скворцова Р.А, Скворцова А.Р, Скворцова М.Р. к Департаменту градостроительства о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами N, N и жилого дома с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес" (л.д. 23-34).
17 ноября 2022 года административные истцы обратились в Департамент градостроительства с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 279 кв.м, и находящегося в их собственности земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 57, 58).
Распоряжением от 16 декабря 2022 года N РД-2317 Департамент отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29, пунктов 1, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, поскольку согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, топографическим материалам Департамента, а также представленным документам возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласно топографическим материалам Департамента на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - здание (сооружение). Данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют (далее - распоряжение от 16 декабря 2022 года, л.д. 11).
Не согласившись с распоряжением от 16 декабря 2022 года, Скворцова Ю.П, Скворцов Р.А, Скворцов А.Р, Скворцов М.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение от 16 декабря 2022 года, на Департамент градостроительства возложена обязанность в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление административных истцов о перераспределении земельных участков.
В кассационной жалобе Департамент градостроительства просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, приводя доводы о наличии правовых оснований для принятия оспариваемого распоряжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Также одним из требований к образуемым земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия распоряжения от 16 декабря 2022 года, в связи с чем пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.