Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Шабанова С.Г, Картовенко С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 3 июня 2024 года кассационную жалобу Управления МВД Российской Федерации по Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16 апреля 2024 года по административному делу N 2а-4220/2023 по административному исковому заявлению Пысенкова А.И. к отделу МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска, Управлению МВД Российской Федерации по Ульяновской области, МВД Российской Федерации о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления МВД Российской Федерации по Ульяновской области Агафоновой Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и Пысенкова А.И, настаивавшего на отмене апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
в ночь с 25 июля 2023 года на 26 июля 2023 года Пысенков А.И. обратился в органы полиции с заявлением о правонарушении, которое совершалось нетрезвой группой лиц на детской площадке между домами 15 и 22 по бульвару Киевский. Первый звонок поступил в 23.23 час. по телефону 102, второй звонок - в 23.37 час. по телефону 112, третий - в 23.58 час. по телефону 42 29 60.
Телефонный звонок на номер 102 с вызовом по указанному выше адресу с целью пресечения правонарушения, совершаемого неустановленными лицами, поступил в отдел МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска.
25 июля 2023 года в 23 час. 42 мин. в отделе МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска в КУСП N 23191 зарегистрировано сообщение Пысенкова А.И. по факту шума между домами N 15 и N 22 по б-ру Киевский в городе Ульяновске.
26 июля 2023 года в 00 час. 02 мин. в Управлении МВД Российской Федерации по Ульяновской области в КУСП N 8317 зарегистрировано сообщение Пысенкова А.И. с жалобой на сотрудников полиции отдела МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска.
Пысенков А.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии действий, направленных на привлечение к административной ответственности, розыску и установлению личностей, их опросу по обстоятельствам правонарушения, прибытии на место совершения административного правонарушения с нарушением срока, отсутствии вынесенного постановления.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 декабря 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16 апреля 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Пысенкова А.И. к отделу МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном прибытии сотрудников полиции на место совершения административного правонарушения. В данной части принято новое решение, которым признано незаконным бездействие отдела МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска, выразившееся в прибытии в ночь с 25 на 26 июля 2023 года на место совершения административного правонарушения - детскую площадку, расположенную между домами N 15 и N 22 по бульвару Киевский в городе Ульяновске, с нарушением пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель Управления МВД России по Ульяновской области в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что сотрудники полиции при организации выезда на место совершения происшествия наряда полиции действовали в соответствии с требованиями настоящего законодательства. Ссылается на то, что правовых оснований для направления на место происшествия других нарядов полиции, а также для снятия патруля на автомобиле с обслуживания ранее поступившего вызова и направления его по сообщению Пысенкова А.И. административного истца. В противном случае это повлекло бы за собой нарушение прав и законных интересов иных лиц. Кроме этого, патруль на автомобиле N 441 незамедлительно прибыл по сообщению административного истца о нарушении тишины после обслуживания вызова по адресу: город Ульяновск, ул. Филатова, дом 16 (время нахождения в пути составило 5 минут).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции были допущены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств наступления для административного истца негативных последствий в результате совершения оспариваемых действий (бездействий) не представлено.
Судом принято во внимание, что к материалу проверки, зарегистрированному в КУСП N 23191 от 25 июля 2023 года, приобщены рапорты сотрудников ППС полиции, из которых следует, что 26 июля 2023 года в 00 час. 45 мин. они выехали на детскую площадку, расположенную между домами N 15 и N 22 по б-ру Киевский в городе Ульяновске, при этом лица, допускающие нарушение общественного порядка не обнаружены.
К материалам проверки приобщены объяснения двух граждан, проживающих в доме N 22 по б-ру Киевский в городе Ульяновске от 27 июля 2023 года, согласно которым какого-либо шума на детской площадке они не слышали.
При этом судом принят во внимание рапорт старшего по патрулю на автомобиле N 441 от 25 июля 2023 года, согласно которому, в период времени с 00 час. 00 мин. до 00 час. 40 мин. сотрудники полиции находись на обслуживании вызова по адресу: город Ульяновск, ул. Филатова.
В период времени с 00 час. 45 мин. до 01 час. 00 мин. они находились по сообщению о происшествии административного истца.
6 ноября 2023 года по результатам проведенной дополнительной проверки УУП (по обслуживанию микрорайона "Новый город") отдела МВД Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое направлено в тот же день в адрес Пысенкова А.И. (простой почтой), а 2 декабря 2023 - заказной почтой.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, и вынося в этой части новое решение об удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прибытие сотрудников отдела МВД России по Заволжскому району города Ульяновска 29 июля 2023 года на место происшествия, указанное Пысенковым А.И, было осуществлено с нарушением пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", поскольку принятие мер по другим сообщениям, отсутствие возможности немедленного направления наряда на место происшествия, а также нехватка сил и средств для реагирования, не опровергает обязанности по надлежащему исполнению ответчиком требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", так как данная норма возлагает на полицию прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности.
Данный вывод является преждевременным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются, в том числе, следующие обязанности: принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3 - ФЗ "О полиции" закреплено, что порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами.
Порядок реализации полицией обязанности по прибытию незамедлительно на место совершения административного правонарушения, происшествия федеральным законом не регламентирован.
Нормативными правовыми актами МВД России регламентирована деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России, организация в органах внутренних дел деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, а также организация деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России.
Пунктом 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 (далее - Инструкция), предусмотрено, что круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).
Согласно пункту 39 Инструкции, после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.
Согласно пункту 3 Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, утвержденного приказом МВД России от 25 ноября 2019 года N 879 (далее - Наставление), обеспечение правопорядка осуществляется силами и средствами территориальных органов МВД на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, а также в установленном порядке подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации и иными силами и средствами, поступившими в оперативное подчинение на основе плана использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах.
Виды и количество нарядов, маршрутов патрулирования определяется каждые сутки с учетом фактического наличия личного состава, складывающейся оперативной обстановки и оформляются решением начальника территориального органа МВД России на региональном и межрегиональном уровнях или по его поручению - решением начальника полиции или него заместителем посредством утверждения постовой ведомости.
Дежурные части территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях являются основным органом управления силами и средствами, осуществляют оперативное управление всеми нарядами, задействованными на основе плана через отделения (группы) управления нарядами, дежурные отделения (группы) строевых подразделений ДПС ГИБДД, центры оперативного управления или группы обеспечения служебной деятельности нарядов подразделений Росгвардии либо непосредственно в случаях, связанных с задержанием лиц, совершивших преступления (административные правонарушения) по "горячим следам", пресечением преступлений (административных правонарушения), создающих угрозу жизни и здоровью граждан, а также иных не терпящих отлагательств происшествиях (пункт 45 Наставления).
Таким образом, время прибытия наряда определяется в том числе оперативной обстановкой, служебными задачами, выполняемыми нарядами полиции в конкретный момент времени.
Между тем суд апелляционной инстанции ограничился констатацией факта допущенного нарушения пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Судом апелляционной инстанции оставлены без внимания имеющие значение для дела обстоятельства, перечисленные в приведенном выше Наставлении, без выяснении которых невозможно было рассмотреть дело в полном объеме, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям оспариваемый судебный акт не отвечает.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16 апреля 2024 года отменить.
Направить административное дело в Ульяновский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 июля
2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.