Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 мая 2024 года кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация города Уфа) на решение Октябрьского районного суда города Уфы от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2024 года по административному делу N 2а-4008/2023 по административному исковому заявлению Белоусовой Е.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Б.А.Е, Б.А.А. к Администрации города Уфа, Администрации Октябрьского района города Уфа об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Белоусова Е.А. с 23 февраля 2012 года является собственником 1/3 доли в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (далее - жилой дом, л.д 27, т. 1).
На основании распоряжения главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 февраля 2012 года Белоусова Е.А. принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 90, т. 1).
Постановлением Администрации города Уфы от 4 марта 2019 года N 280 указанный жилой дом признан непригодным для проживания (л.д. 30, т. 1).
Пунктом 2 распоряжения Администрации Октябрьского района города Уфы от 5 апреля 2019 года N 358 Белоусова Е.А. с составом семьи из трёх человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания (далее - распоряжение от 5 апреля 2019 года, л.д. 29, т. 1).
Распоряжением Администрации Октябрьского района города Уфы от 19 июля 2022 года N 784 отменен пункт 2 распоряжения от 5 апреля 2019 года в части включения Белоусовой Е.А. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения (далее - распоряжение от 19 июля 2022 года, л.д. 52, т. 2).
Не согласившись с распоряжением от 19 июля 2022 года, Белоусова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда города Уфы от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2024 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение от 19 июля 2022 года, на Администрацию города Уфа возложена обязанность предоставить Белоусовой Е.А. и членам ее семьи Белоусову А.Е, Белоусовой А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом действующей нормы предоставления жилой площади.
В кассационной жалобе Администрация города Уфа просит об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, приводя доводы о незаконном возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма с учётом действующей нормы предоставления жилой площади вместо общей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения (пункт 1 части 2 названной статьи).
Согласно части 5 статьи 57 того же кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что Белоусова Е.А. состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом принадлежащее ей жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания, следовательно, административный истец имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы об ошибочном указании в резолютивной части решения суда нормы предоставления жилой площади не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку указанный вопрос может быть разрешен в порядке разъяснения решения суда или исправления допущенных в судебном акте опечаток.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.