Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Габдуллина Р.Г, судей Белова В.И, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 июня 2024 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гункиной С.В. на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 мая 2024 года по административному делу N 2а-67/2024 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гункиной С.В. к администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании недействующим постановления.
Заслушав доклад судьи Габдуллина Р.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя административного истца Сабитова Р.М, объяснения представителя административного ответчика Кашаевой И.В, возражавшей против ее удовлетворения, а также заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель Гункина С.В. (далее также - административный истец, заявитель, ИП Гункина С.В.) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24 августа 2021 года N 1175.
В обоснование заявленных требований указано, что с 2001 года в пользовании ИП Гункиной С.В. находятся земельные участки с кадастровыми номерами N и N по адресу "адрес", на которых размещены торговые павильоны.
2 мая 2023 года административный истец обратилась в администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее также - административный ответчик, администрация) с заявлением о проведении аукциона на право заключения договоров аренды вышеназванных земельных участков, в чем ей отказано, поскольку они являются местами общего пользования и находятся в границах красных линий пр. Победы г. Нефтегорска.
24 августа 2021 года администрацией принято постановление N 1175 "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории) жилого квартала 63:27:0704012 в границах улиц Спортивная, Нефтяников, Молодежная, пр-т Победы в городском поселении Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденную постановлением Администрации городского поселения Нефтегорск от 14 ноября 2019 года N 327". Данный документ сформирован на основании генерального плана г. Нефтегорск, утвержденного решением Куйбышевского облисполкома N 322 от 24 мая 1983 года.
При этом, по мнению заявителя, данный документ не содержит информацию о планировании земельных участков, находящихся в пользовании административного истца. Функциональная и территориальная зоны установлены в отношении земельных участков произвольно, обоснование необходимости установления мест общего пользования и красных линий в указанном месте, ее размера и протяженности отсутствует. Оспариваемое территориальное планирование и градостроительное зонирование в отношении указанных земельных участков не соответствует действующему законодательству о градостроительной деятельности и препятствует реализации права на ведение предпринимательской деятельности, являющейся единственным источником дохода.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просила признать постановление администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24 августа 2021 года N 1175 недействующим со дня его принятия в части установления красных линий по проспекту Победы.
Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 мая 2024 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Гункина С.В. 10 июня 2024 года через суд первой инстанции обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 13 июня 2024 года, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты судов обеих инстанций, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель повторяет правовую позицию, изложенную ранее в апелляционной жалобе. Указывает, что судебными инстанциями не дана оценка тому обстоятельству, что в генеральном плане г. Нефтегорск, утвержденном решением Куйбышевского облисполкома от 24 мая 1983 года N 322, красные линии проходят непосредственно через земельные участки, занимаемые административным истцом. Вместе с тем, данное обстоятельство не стало препятствием для административного ответчика на выдачу разрешения для размещения торгового павильона и заключение договоров аренды с 2001 года с преимущественным правом пролонгации.
Податель жалобы полагает, что в настоящем споре не достигнут баланс частных и публичных интересов, а действия административного ответчика направлены на уничтожение малого бизнеса административного истца ввиду личных неприязненных отношений.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Сабитов Р.М. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Кашаева И.В. и прокурор Мигунов В.Ю. полагали судебные акты, принятые по административному делу, законными и обоснованными, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 июня 2024 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 указанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом данные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельные участки с кадастровыми номерами N и N по адресу "адрес", относятся к землям населенных пунктов и находятся в собственности муниципального образования - городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области (л.д. 81-88).
На основании договоров аренды от 13 февраля 2017 года N 3/2017, от 13 февраля 2017 года N 4/2017 указанные земельные участки переданы в аренду административному истцу до 12 февраля 2022 года (л.д. 14-21).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2023 года (дело N А55-19883/2022), оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2024 года, удовлетворено исковое заявление администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области к ИП Гункиной С.В, на которую возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу освободить земельные участки с кадастровыми номерами N и N по адресу "адрес" от торговых павильонов и передать их администрации.
В рамках другого арбитражного дела (N А55-5844/2022) разрешены требования ИП Гункиной С.В. о признании отказа администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в продлении договоров аренды указанных земельных участков незаконным. Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года, в удовлетворении указанных требований отказано.
2 мая 2023 года административный истец обратилась в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договоров аренды вышеназванных земельных участков (л.д. 24), в чем ей отказано, поскольку они являются местами общего пользования и находятся в границах красных линий пр. Победы г. Нефтегорска (л.д. 25-26).
При разрешении административного спора судебные инстанции в том числе учли следующее.
Согласно статье 7 Устава городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, принятого решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 30 июня 2021 года N 53 (л.д. 43-52), администрация муниципального района Нефтегорский осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа городского поселения Нефтегорск.
В систему муниципальных правовых актов поселения входят в том числе постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения поселения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области (статья 54 данного Устава).
Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта является первая публикация его полного текста с пометкой "официальное опубликование" в периодических печатных изданиях - газетах "Луч" или "Нефтегорский вестник" (статья 60 Устава).
Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 24 августа 2021 года N 1175 года утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории) жилого квартала 63:27:0704012 в границах улиц Спортивная, Нефтяников, Молодежная, пр. Победы в городском поселении Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденную постановлением администрации городского поселения Нефтегорск от 14 ноября 2019 года N 327", разработанную в соответствии с постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28 апреля 2021 года N 659 "О подготовке изменений в документацию по планировке территории: проект межевания территории жилого квартала 63:27:0704012 в границах улиц Спортивная, Нефтяников, Молодежная, пр. Победы в городском поселении Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденный постановлением администрации городского поселения Нефтегорск от 14 ноября 2019 года N 327" (л.д. 22-23).
Данное постановление опубликовано как официальное в информационной газете муниципального района Нефтегорский "Нефтегорский районный вестник" N 14 (170) от 24 августа 2021 года.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленного законом порядка, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, как основанными на применимых нормах материального и процессуального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
При этом частью 2 указанной статьи определено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года N 18-30 корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 23 статьи 7 Устава городского поселения Нефтегорск к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Таким образом, учитывая вышеназванное правовое регулирование и установленные обстоятельства административного дела, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований судебными инстанциями обоснованно не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленного законом порядка, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы кассационной жалобы о том, что в настоящем споре не достигнут баланс частных и публичных интересов подлежат отклонению как необоснованные.
Позиция заявителя о том, что действия административного ответчика направлены на уничтожение малого бизнеса административного истца ввиду личных неприязненных отношений, не находит своего подтверждения материалами дела.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, заявлялись административным истцом при рассмотрении дела, полно и всесторонне исследованы и проверены судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, которым дана надлежащая оценка в оспариваемых судебных актах. Несогласие административного истца с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение судебных актов, которые, вопреки доводам кассационной жалобы, вынесены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права. Суд кассационной инстанции не наделен в силу 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочиями по переоценке доказательств и установлению новых обстоятельств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 мая 2024 года по административному делу N 2а-67/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гункиной С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.