Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Никоновой О.И, Судей Бросовой Н.В, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Долгиной Ирины Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-1209/2023 по иску Долгиной Ирины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 24" о восстановлении пенсионных прав, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Долгина И.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что 01 февраля 2023 года обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального России по УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях", как лицу более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях. 09 февраля 2023 года Отделением Пенсионного Фонда вынесено решение N об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Зачтенный ответчиком педагогический стаж составил 23 года 09 месяцев 17 дней. Считает решение отделения Пенсионного Фонда незаконным. При подсчете специального педагогического стажа ответчиком исключены некоторые периоды работы, в том числе периоды работы учителем в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24" с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года (всего 02 года 02 месяца 26 дней). Считает, что период работы учителем в начальных классах МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24" (далее - спорный период) должен быть зачтен в специальный педагогический стаж. Согласно записи в трудовой книжке она была принята переводом учителем начальных классов с 01 сентября 2005 года. Из представленных тарификационных списков на 2007-2010 годы видно, что она как учитель вела уроки и факультатив в начальных классах в течение всего спорного периода. Ответчик не засчитал в льготный стаж указанный период работы в качестве учителя в начальных классах, что ущемляет ее пенсионные права. В спорный период она работала в течение всего дня с детьми и выполняла образовательную функцию.
Кроме того, получала заработную плату, с которой работодатель отчислял соответствующие страховые взносы; ей предоставлялся ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Таким образом, с учетом характера и условий работы учителем в начальных классах МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24" периоды работы с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года полежат зачету в льготный стаж как педагогическую деятельность. С учетом спорных периодов, на дату обращения педагогический стаж составит 26 лет 01 месяц 13 дней, соответственно, 25 летний стаж выработан на 18 января 2022 года. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит: признать незаконным решение Отделения Социального Фонда РФ по УР N 26600/23 от 09 февраля 2023 года в части исключения спорных периодов; обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж периоды работы учителем в начальных классах МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24" с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года (всего 02 года 02 месяца 26 дней); обязать ответчика признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 18 января 2022 года, когда стаж работы составил 25 лет; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Протокольным определением от 07.07.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24" (далее - МБОУ "СОШ N24").
В ходе рассмотрения дела истец Долгина И.М. требования уточнила. В заявлении указала, что 20 мая 2022 года обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 24 мая 2022 года получила решение об отказе в установлении пенсии N. Отказ мотивирован тем, что на дату 31 декабря 2021 года стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, составил 22 г..9 мес. 19 дн. вместо требуемых 25 лет. ОПФР не включило в педагогический стаж периоды работы: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года в должности учителя в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24", так как в указанные периоды не выработана норма педагогической нагрузки. Список N 781 содержит должность "учитель" и "общеобразовательные учреждения: школы всех наименований". В соответствии с Правилами период работы, начиная с 01 сентября 2000 года включаются в педагогический стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). С 01 сентября 2005 года по 31 августа 2011 года работала учителем начальных классов в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24". В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлено: норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю: учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).
Продолжительность рабочего времени включает преподавательскую, учебную, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям. Согласно справке N 39 от 14 января 2021 года уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выданной МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24" педагогическая/учебная нагрузка указана: за период с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2008 года - 0, 95 ставки; за период с 01 сентября 2009 года по 31 декабря 2009 года - 0, 94 ставки; за период с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года - 0, 66 ставки; за период с 17 января 2009 года по 31 января 2011 года - 0, 66 ставки; за период с 01 февраля 2011 года по 24 февраля 2011 года - 0, 93 ставки. Согласно тарификационному списку, утверждённому на период с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2008 года, установлена педагогическая нагрузка: 1-4 классы - 14 часов, ГПД - 5 часов. При суммировании составляет - 19 часов. Тарификационным списком с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года установлена нагрузка: 1-4 классы - 12 часов, ГПД - 8 часов. При суммировании - 20 ч. Тарификационным списком МОУ "СОШ N 24" с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года установлена нагрузка: 1-4 классы - 12 часов. В МОУ "Лицей N 26": 5-9 классы (совместительство) - 12 часов. При суммировании - 24 часа. ОПФР не включило период с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года. С 15 июня 2010 года по 09 августа 2010 года предоставлен очередной отпуск. В соответствии с приказом N 214 по начальной школе N 14 от 23 августа 2005 года уволена переводом в школу N 24 с 31 августа 2005 года, в связи с реорганизацией школы N 14.
Согласно приказу N 44/А от 01 сентября 2005 года на основании Постановления Главы администрации г..Сарапула N 1751 от 18 июля 2005 года и приказа N 115 от 20 июля 2005 года "О реорганизации МОУ НОШ N 14" принята переводом из МОУ НОШ N 14 в Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24". В приказе N 51/3 от 31 августа 2011 года "О прекращении трудового договора" указано об увольнении 31 августа 2011 года Долгиной Ирины Михайловны МОУ "СОШ N 24", с должности учителя английского языка. Следовательно, с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2010 года она выполняла педагогическую деятельность, как учитель иностранного языка. 20 февраля 2009 года ей присвоена вторая квалификационная категория сроком на 5 лет по должности учитель английского языка. Таким образом, МБОУ "СОШ N 24" следовало отражать индивидуальные сведения о ее работе следующим образом: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года - 1 ставка; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года - 1 ставка. При условии выполнения в спорные периоды суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя, но и ведения группы продлённого дня в том же учебном заведении у МБОУ "СОШ N 24" не имелось оснований для исключения указанных периодов из стажа педагогической работы для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В связи с изложенным, МБОУ "СОШ N 24" обязано откорректировать справку, уточняющую характер и условия труда; откорректировать поимённые списки к Перечням льготных профессий и индивидуальные сведения следующим образом: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года ЗП80ПД 1, 00; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года ЗП80ПД 1, 00. Согласно Приложению N 7 к Закону N 400-ФЗ и п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ в 2022 году срок выхода на страховую пенсию возможен не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно решению ответчика N от 24 мая 2022 года на дату подачи заявления 20 мая 2022 года педагогический стаж составил 23 года 09 месяцев 19 дней. При включении спорных периодов в льготный стаж, специальный стаж работы составит 25 лет 03 месяца 29 дней. Следовательно, с учетом положений Приложения N 7 к Закону N 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Федеральный закон от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, право не возникает на назначение пенсии с момента обращения за ней, с 20 мая 2022 года. Решение ОПФР N 145424/22 от 24 мая 2022 года является незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периода нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 15 июня 2010 года по 09 августа 2010 года. Просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии N от 24 мая 2022 года Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24" (ИНН 1827016640) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу откорректировать поименные списки к Перечням льготных профессий и индивидуальные сведения в части страхового стажа ФИО1 (СНИЛС 063-232-410 17) по форме СЗВ-КОР следующим образом: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года ЗП80ПД 1, 00; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года ЗП80ПД 1, 00; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года; с 15 июня 2010 года по 09 августа 2010 года; с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 24".
Решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 27 октября 2023 года исковые требования Долгиной Ирины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 24" о восстановлении пенсионных прав, удовлетворены. Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике об отказе в установлении пенсии N от 24 мая 2022 года в части исключения из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Долгиной Ирины Михайловны в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 24" в должности учителя с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года; с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года. Обязано Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Долгиной Ирины Михайловны в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 24" в должности учителя с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года; с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Долгиной Ирины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, отказано. Исковые требования Долгиной Ирины Михайловны к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 24" о восстановлении пенсионных прав удовлетворены.
Обязано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу откорректировать поименные списки к Перечням льготных профессий и индивидуальные сведения в части страхового стажа Долгиной Ирины Михайловны по форме СЗВ-КОР следующим образом: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года 28ПД 1, 00; с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года 28ПД 1, 00. Взысканы с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Долгиной Ирины Михайловны расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей. Взысканы с Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 24" в пользу Долгиной Ирины Михайловны расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 марта 2024 года решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 27 октября 2023 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Долгиной Ирины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 24" о восстановлении пенсионных прав отказано полностью.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Долгиной И.М, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
От ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 24" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Долгина И.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 15 декабря 1999 года.
20 мая 2022 года обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением ОПФР по Удмуртской Республике N от 24 мая 2022 года Долгиной И.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Согласно решению не подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года работы в должности учителя в МБОУ "СОШ N 24", ввиду не выработки педагогической нагрузки. В соответствии с п. 4 Правил от 22 октября 2002 года N 781 необходимо выполнение условия - работа на полную ставку с 01 сентября 2000 года.
01 февраля 2023 года Долгина И.М. вновь обратилась в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением ОСФР по Удмуртской Республике N от 09 февраля 2023 года Долгиной И.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в том числе, не включены периоды: с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года работы в должности учителя в МБОУ "СОШ N 24", ввиду не выработки педагогической нагрузки. Указано, что на дату обращения, стаж работы Долгиной И.М. дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с учетом постановления N 781, составляет 23 года 9 месяцев 17 дней, вместо требуемых 25 лет. Таким образом, необходимый стаж 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости не выработан.
Согласно трудовой книжке AT-VIII N, Долгина И.М. 01 сентября 2005 года в результате перевода принята на работу в МБОУ "СОШ N 24" учителем начальных классов (запись N 6); 20 сентября 2009 года присвоена вторая квалификационная категория сроком на 5 лет по должности учитель английского языка (запись N 7); 31 августа 2011 года уволена по п. 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию (запись N 8); 01 сентября 2011 года принята на работу в МБОУ "Лицей N 26" учителем английского языка (запись N 9); 01 сентября 2012 года переведена на должность заместителя директора по учебной работе (запись N 11).
Согласно личной карточке Долгиной И.М. от 12 ноября 1998 года, основная профессия (должность) Долгиной И.М. значится уч. нач. классов; место работы - нач. шк. N 14, уч. нач. классов.
Согласно приказу N 44/1 от 01 сентября 2005 года на основании Постановления Главы администрации г. Сарапула УР N 1751 от 18 июля 2005 года и приказа N 115/1-ОД от 20 июля 2005 года "О реорганизации МОУ НОШ N 14" Долгина И.М. принята переводом из МОУ НОШ N 14 в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24".
Согласно приказу N 214 от 23 августа 2005 года по нач. школе N 14, Долгина И.М. уволена переводом в школу N 24 с 31 августа 2005 года в связи с реорганизацией школы N 14 согласно статье 77 п. 5 ТК РФ.
Согласно приказу (распоряжению) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) N 51/3 от 31 августа 2011 года прекращено действие трудового договора от 01 сентября 2005 года N 35, Долгина Ирина Михайловна уволена с 31 августа 2011 года с МОУ "СОШ N 24" с должности учителя английского языка по п.3 ст. 77 ТК РФ.
Согласно архивной справке МАУ "Городской информационно-методический центр" Архив образования N 08-14/02 от 13 января 2020 года, в документах архивного фонда Муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа N 14", в приказе директора по начальной школе N 14 от 14 апреля 1997 года N 3 ? 4: "Долгина Ирина Михайловна переведена учителем начальных классов в нач. школу N 14, согласно ст. 29 п.5 КЗоТ РФ" (так в тексте оригинала). В приказе директора по нач. школе N 14 от 23 августа 2005 года N 214 значится: "Уволить переводом в школу N 24 с 31 августа 2005 года в связи с реорганизацией школы N 14 согласно статье 77 п. 5 ТК РФ следующих работников школы:... 17. Долгину И.М... Основание: Постановление Главы Администрации г. Сарапула УР от 18 июля 2005 года за N 1751 (так в тексте оригинала).
Согласно архивной справке МАУ "Городской информационно-методический центр" Архив образования N 04-02/79 от 05 февраля 2020 года, в документах архивного фонда Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 24 и его предшественников, в приказе директора от 01 сентября 2005 года N 44/А значится: "На основании Постановления Главы администрации г..Сарапула УР N 1751 от 18 июля 2005 года и приказа N 115/1-ОД от 20 июля 2005 года "О реорганизации МОУ НОШ N 14" принять переводом из МОУ НОШ N 14 в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24 следующих работников:... 17. Долгину Ирину Михайловну, учителя иностранного языка... " (так в тексте оригинала). В приказе директора МОУ "СОШ N 24" от 31 августа 2011 года N 51-3 значится: "Прекратить действие трудового договора от 01 сентября 2005 года N 35, уволить 31 августа 2011 года Долгину Ирину Михайловну МОУ "СОШ N 24" учителя английского языка п. 3 ст. 77 Трудового Кодекса РФ по собственному желанию" (так в тексте оригинала). В приказе директора МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24 от 01 сентября 2011 года N 52/6 значится: "Принять на работу с 01 сентября 2011 года Долгину Ирину Михайловну МОУ "СОШ N 24" учителем английского языка по совместительству на 10 часов в неделю. Должностной оклад по ПКГ - 4144 руб.; Повышающий коэффициент междолжностных различий сложностей труда - 1, 099 руб.; Повышающий коэффициент внутридолжностных различий сложностей труда - 1, 5667 руб.; Повышающий коэффициент - 1, 3; Новый должностной оклад - 5739 руб.
Основание: Трудовой договор от 01 сентября 2011 года N 74" (так в тексте оригинала). В приказе директора МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 24 от 31 мая 2012 года N 25/7 значится: "Прекратить действие трудового договора от 01 сентября 2011 года N 74, уволить 31 мая 2012 года Долгину Ирину Михайловну МОУ "СОШ N 24" учителя английского языка п. 3 ст. 77 Трудового Кодекса РФ по собственному желанию" (так в тексте оригинала).
Согласно карточкам-справкам за 2007-2008 годы должность Долгиной И.М. в МОУ "СОШ N 24" значится как "учитель", производилось начисление заработной платы, в том числе, за основную нагрузку 1 -4 классы в часах и за работу в группе продленного дня (далее - ГПД) в часах.
Согласно карточке-справке за 2009 год должность Долгиной И.М. значится как "учитель", "воспитатель", производилось начисление заработной платы, в том числе, за основную нагрузку 1 -4 классы в часах и за работу в ГИД, в часах.
Согласно расчетным карточкам МОУ "СОШ N 24" за сентябрь - декабрь 2007 года Долгиной И.М. начислялась плата за часы 1-4 кл. - 14 ч. ин.яз, ГИД в часах -5 ч. ин.яз.; за январь - июнь, август 2008 года за часы 1-4 кл. - 14 ч. ин.яз, ГИД в часах -5 ч. ин.яз, в июле находилась в отпуске; за сентябрь - декабрь 2008 года за часы 1-4 кл. - 12 ч. ин.яз, ГИД в часах -8 ч. ин.яз.; с 08 января 2009 года Долгина И.М. находилась на больничном 21 д, отр. 0 д, за февраль - июнь, август 2009 года за часы 1-4 кл. - 12 ч. ин.яз, ГИД в часах - 8 ч, в июле находилась в отпуске.
Согласно тарификационному списку работников на 01 сентября 2007 года Долгина И.М. тарифицировалась как учитель англ, языка; число часов в неделю - 14 + ГИД 5 час.
Согласно тарификационному списку работников на 01 сентября 2008 года Долгина И.М. тарифицировалась как учитель англ, языка; число часов в неделю -12 + ГПД 8 час..
Согласно тарификационному списку работников на 01 сентября 2009 года Долгина И.М. тарифицировалась как учитель англ, языка; число часов в неделю - 12.
Согласно тарификационному списку работников на 01 сентября 2010 года Долгина И.М. тарифицировалась как учитель англ, языка; число часов в неделю - 12.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица учебная нагрузка Долгиной И.М. составила: в МБОУ "СОШ N 24" с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года - 0, 66 ставки, с 01 июля 2010 года по 07 сентября 2010 года - 0, 66 ставки; данные периоды отражены как 28ПД, без указания кода льготы; в МБОУ "Лицей N 26" с 01 июля 2010 года по 31 мая 2010 года - 0, 67 ставки, с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года - 0, 83 ставки; указанные периоды отражены как 28ПД, без указания кода льготы; с 15 июня 2010 года по 09 августа 2010 года МБОУ "Лицей N 26" по истцу не отчитывался. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета МБОУ "Лицей N 26" отражены с условиями для досрочного назначения пенсии: "27-ПД", ставка - 1, 00. Спорные периоды указаны как:
- с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2007 года, код льготы 28-ПД 0, 95;
- с 01 января 2008 года по 31 августа 2008 года, код льготы 28-ПД 0, 95;
- с 01 сентября 2008 года по 31 декабря 2008 года, код льготы 28-ПД 0, 94;
- с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года, код льготы 28-ПД 0, 66;
- с 17 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, код льготы 28-ПД 0, 66;
- с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года, код льготы 28-ПД 0, 66;
- с 01 июля 2010 года по 07 сентября 2010 года, код льготы 28-ПД 0, 66.
Согласно справке МБОУ "Средняя образовательная школа N 24", уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости N 39 от 14 января 2021 года занятость Долгиной И.М. в должности учителя составляет:
- с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2008 года - 0, 95 ставки;
- с 01 сентября 2008 года по 31 декабря 2008 года - 0, 94 ставки;
- с 01 января 2009 года по 31 января 2011 года - 0, 66 ставки.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта осуществления Долгиной И.М. деятельности в должности учителя в спорные периоды с выполнением (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, дающего, при включении указанных периодов в специальный стаж истца, право на досрочное назначение ей пенсии по рассматриваемому основанию. С учетом изложенного, суд обязал ответчика ОСФР по УР включить указанные периоды в специальный стаж истца, а также обязал ответчика МБОУ "СОШ N 24" откорректировать индивидуальные сведения о страховом стаже истца за указанные периоды.
Решение суда обжаловано только ответчиком ОСФР по УР в части обоснованности включения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года и с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности пришел к выводу о необходимости проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции, установлено, что в оспариваемом решении N от 24 мая 2022 года пенсионным органом не были включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение ей пенсии по старости, периоды работы с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года, с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 июня 2010 года по 31 августа 2010 года в связи с не выработкой нормы педагогической нагрузки.
Истец настаивала на том, что норма педагогической нагрузки в спорные периоды ею выработана полностью.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что указанные доводы истца опровергаются материалами дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленными письменными доказательствами подтверждается тот факт, что в спорные периоды истец работала учителем английского языка в 1-4 классах и по совместительству - воспитателем группы продленного дня.
Учитывая, что спорные периоды работы имели место после 01 сентября 2000 года, они могли быть зачтены в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Суд апелляционной инстанции указал, что для определения права на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам допускается суммирование объемов фактически выполняемой педагогической нагрузки по различным должностям, по которым предусмотрена различная норма рабочего времени. При этом, период работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, если общий объем фактически выполняемой нагрузки равен ставке.
В спорные периоды с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2009 года и с 15 июня 2010 года по 09 августа 2010 года действовало постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 года N 603).
Пунктом 2 постановления Правительства от 03 апреля 2003 года N 191 установлено, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 20 часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений, пунктом 3 установлено, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы: 30 часов в неделю - воспитателям в группах продленного дня общеобразовательных учреждений.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что фактическая нагрузка истца по каждому из видов деятельности, исходя из установленного объема такой нагрузки по каждому из видов соответствующей деятельности, в спорные периоды составила: по состоянию на 01 сентября 2007 года - учитель английского языка 14 час. из 20 = 0, 70; по состоянию на 01 сентября 2008 года, 01 сентября 2009 года - учитель английского языка 12 час. из 20 = 0, 60; по состоянию 01 сентября 2007 года - 31 декабря 2007 года, 01 января 2008 года - 31 августа 2008 года - воспитатель ГПД 5 час. из 30 = 0, 17; 01 сентября 2008 года - 31 декабря 2008 года, 01 января 2009 года - 31 августа 2009 года - воспитатель ГПД 8 час. из 30 = 0, 27. Соответственно, при суммировании фактической выработки от ставки заработной платы по всем спорным периодам получился результат - 0, 87 ставки (2007 год - 0, 7+0, 17=0, 87, 2008-2010 годы - 0, 6+0, 27=0, 87).
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что суд неправильно определив должность истца в спорные периоды как учителя 5-11(12) классов общеобразовательного учреждения, ошибочно применил в своих расчетах норму часов преподавательской работы, не соответствующую фактически занимаемой истцом в спорные периоды должности (18 часов вместо необходимых 20 часов). Кроме того, суд неверно суммировал фактически выработанные истцом часы педагогической работы в двух разных должностях, по которым предусмотрены разные нормы педагогической нагрузки: 20 часов в неделю в должности учителя 1-4 классов и 30 часов неделю в должности воспитателя в группе продленного дня. При правильном исчислении фактической нагрузки истца за ставку заработной платы в спорные периоды следует вывод, что норма нагрузки ею не выработана, а значит, пенсионным органом правомерно отказано во включении указанных периодов в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение ей пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОСФР по УР N 145424/22 от 24 мая 2022 года в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года и с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года и возложении обязанности включить указанные периоды в соответствующий стаж отсутствовали.
Относительно периода работы истца с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года, суд первой инстанции разрешая требования и отказывая в удовлетворении, исходил из того, что согласно абз. 1 пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). Из обстоятельств дела следует, что с заявлением о назначении пенсии, по которому пенсионным органом принято оспариваемое решение N 145424/22 от 24 мая 2022 года, Долгина И.М. обратилась 20 мая 2022 года. Следовательно, при принятии решения ОСФР по УР был проанализирован страховой стаж истца по состоянию на 31 декабря 2021 года, в связи с чем период работы истицы с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года не являлся предметом рассмотрения пенсионного органа, и по нему не состоялся отказ в его зачете при оценке пенсионных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции не согласился с правомерностью выводов суда, который при отсутствии спора о праве в отношении указанного периода работы истицы, не мог подменять собой пенсионный орган и брать на себя функцию по назначению пенсии, расчета стажа, с учетом этого периода работы. Тем более, что при повторном обращении истца с заявлением о назначении пенсии, имевшем место 01 февраля 2023 года, ОСФР по УР принято решение N 26600/23 от 09 февраля 2023 года, в котором проанализирован страховой стаж истца по состоянию на 31 декабря 2022 года, и указанный спорный период с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года в установленном порядке включен в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. ИЗ чего, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доказательства нарушения права истца на пенсионное обеспечение со стороны ответчика в указанной части отсутствуют, в связи с чем оспариваемый судебный акт в части признания незаконным решения ОСФР по УР N 145424/22 от 24 мая 2022 года об исключении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 01 января 2022 года по 20 мая 2022 года и возложении обязанности включить указанный период в соответствующий стаж также не может быть признано законным и подлежит отмене.
Что касается требований истца к ответчику МБОУ "СОШ N 24" о возложении обязанности откорректировать поименные списки к Перечням льготных профессий и индивидуальные сведения в части страхового стажа истца за периоды с 01 сентября 2007 года по 11 января 2009 года и с 17 января 2009 года по 31 августа 2009 года путем отображения кода льготы 28ПД и величины нагрузки "полная ставка", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что удовлетворение этих требований судом первой инстанции обусловлено теми же выводами о выработке истцом в указанный период нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, которые были положены в основу решения суда по требованиям истца к ОСФР по УР. Так, установив, что норма педагогической нагрузки истцом в указанные периоды выработана полностью, суд пришел к выводу, что МБОУ "СОШ N 24" как работодателем в отношении истца представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, которые подлежат корректировке путем возложения на данного ответчика соответствующей обязанности. Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в заявленных требованиях в указанной части, то посчитал вывод суда первой инстанции о выработке истцом в соответствующие периоды нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы является ошибочным, в связи с чем основания полагать, что представленные работодателем МБОУ "СОШ N 24" сведения индивидуального (персонифицированного) учета о выполнении Долгиной И.М. работы с нагрузкой ниже нормы не соответствуют действительности, отсутствуют.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Долгиной И.М. к МБОУ "СОШ N 24" у суда также не имелось, а решение в указанной части не может быть признано законным. В этой связи судом необоснованно указано на признание ответчиком МБОУ "СОШ N 24" факта предоставления недостоверных сведений, поскольку согласно материалам дела о таком признании сторона ответчика не сообщала ни в судебном заседании, ни путем подачи соответствующего письменного заявления.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы истца.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Спорным периодом является период работы с 1 сентября 2007 года, следовательно для учета периодов работы истца применяется действующий на момент обращения к ответчику Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что она имеет право на включение спорных периодов ее работы в специальный страховой стаж поскольку выполняла нормы педагогической нагрузки, основаны на неправильном толковании норм права, а также на оценке доказательств и установлении обстоятельств.
Поскольку судом апелляционной инстанции не установлено, что истец выполняла нормы педагогической нагрузки, с учетом суммирования по иной должности, выводы об отсутствии права на включение оспариваемых периодов, правомерны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно исключил указанные спорные периоды работы истца из подсчета педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Вопреки содержащимся в кассационной жалобе утверждениям, пенсионное законодательство не предполагает возможности включения в специальный страховой стаж периодов работы в качестве учителя в школе на 0, 9 и менее ставки, так как при сниженной педагогической нагрузке работник не подвергается воздействию вредных факторов производства, обуславливающих его право на досрочную страховую пенсию по старости.
Доводы о несоответствии справки выданной работодателем, тарификационным спискам и карточкам-справкам по начислению заработной платы, были предметом оценки судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Оценка доказательств является задачей судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судом при вынесении апелляционного определения по настоящему делу допущены не были.
Поскольку специальный стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в пенсионный орган не достиг требуемой продолжительности 25 лет, у суда апелляционной инстанций отсутствовали основания для выводов о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и незаконности оспариваемого решения в этой части.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя истца.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 марта 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Долгиной Ирины Михайловны без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Н.В. Бросова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.