Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Е.В, судей Трух Е.В, Синяева В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2024 года по гражданскому делу N 2-1643/2023 по иску ФИО7 к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, заслушав доклад судьи Крыгиной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом с детства бессрочно, имеет заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на основании Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N Н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", зарегистрирован и проживает в жилом доме, по адресу: "адрес", принадлежащем ФИО4
Постановлением администрации муниципального района Бирский Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N он признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, однако имеет право на его предоставление во внеочередном порядке, просил суд возложить на администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма пригодное для проживания, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь, обшей площадью не менее 40 кв.м.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2024 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд возложил на администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан обязанность предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах "адрес" Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека.
В кассационной жалобе администрация муниципального района "адрес" Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении спора и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ВК N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете врача-психиатра с диагнозом "Эпилепсия сложного генеза (ЧМТ, отягощенная наследственность) с редкими полиморфными приступами. Органическое расстройство личности в связи с эпилепсией. Имеет заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на основании Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N Н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
ФИО1 проживает в доме, расположенном по адресу "адрес", принадлежащем ФИО4 Данное жилое помещение имеет общую площадь 64, 5 кв.м, жилую - 53, 2 кв.м. В указанном доме прописано и проживает 5 человек. Своего жилья, ФИО1 не имеет.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 имеет в собственности земельный участок по адресу: "адрес".
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказано, в связи с тем, что заявитель не является малоимущим.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказано.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях и включении в список инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Постановлением главы администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний с даты подачи заявления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с тем, что он включен в список инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
Поскольку до настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением, данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 49, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и пришел к выводу о том, что ФИО1 вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн.
При этом суд сослался на положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пришел к выводу о том, что ФИО1 вправе претендовать на отдельное помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную площадь как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, в связи с чем возложил на ответчика обязанность обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что норма пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан. Также суд апелляционной инстанции признал обоснованным применение статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в качестве правового основания для внеочередного обеспечения ФИО1 жилым помещением по договору социального найма указав, что ФИО1, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что доводы апелляционной жалобы апеллянта, о том, что к участию в деле необходимо привлечь в качестве соответчиков Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан в силу закона не могут повлечь отмену вынесенного судом решения, поскольку обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ производится в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, осуществляются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации.
Также суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие конкретного правового регулирования вопросов обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для ущемления права на благоприятные жилищные условия такой наиболее незащищенной категории граждан, как инвалиды.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит что выводы судов нижестоящих инстанций сделаны при неправильном применении норм материального права, при этом юридически значимые для дела обстоятельства в полном объеме при разрешении спора установлены не были.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
С учетом указанных норм права для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установилвозможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В рамках рассмотрения спора суды не установили - состоит ли истец на учете нуждающихся в жилых помещений как малоимущий либо состоит только на учете нуждающихся в жилых помещениях, как имеющий право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан".
В соответствии с пунктом 11 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются, в том числе государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, по их выбору жилыми помещениями по договорам социального найма (далее - жилое помещение) либо социальными выплатами на приобретение жилого помещения, удостоверяемыми жилищным сертификатом (далее - социальная выплата).
При этом, ни Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" не предусматривает внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
При соблюдении указанных условий гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и обеспечивается жилым помещением органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания такого гражданина малоимущим и нуждающимся в соответствии со статьями 51, 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках рассмотрения спора судам следует установить - состоит ли истец на учете нуждающихся в жилых помещений как малоимущий, установить орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, определить, по какой категории ФИО1 поставлен на учет нуждающихся и разрешить спор с учетом установленных обстоятельств и при правильном применении норм материального права, которыми урегулированы возникшие между сторонами правоотношения.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2024 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи Е.В. Трух
В.И. Синяев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.