Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сулейменовой А.Х. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 8 февраля 2024 г. по гражданскому делу N 2-2127/2023 по иску Сулейменовой А.Х. к администрации города Оренбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Оренбурга объяснения Сулейменовой А.Х. и её представителя Казанцевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сулейменова А.Х. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Оренбургского района Оренбургской области от 19 октября 1995 г. над истцом была установлена опека, опекуном назначен дядя ФИО1 В связи с юридической неграмотностью до 23 лет она не воспользовалась своим правом на получение жилья как ребенок-сирота. Опекуном также не были предприняты меры по реализации данного права. 7 ноября 2022 г. истец получила постановление администрации г. Оренбурга об отказе во включении в список детей сирот в связи с пропуском срока для обращения за данной мерой поддержки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила обязать администрацию г. Оренбурга включить Сулейменову А.Х. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет бюджета Оренбургской области.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области и Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований Сулейменовой А.Х. к администрации г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения отказано.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 г. исковые требования Сулейменовой А.Х. об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Оренбурга включить Сулейменову А.Х. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 июля 2023 г. дополнительное решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 июля 2023 г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Оренбургский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 8 февраля 2024 г. дополнительное решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 г. отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Сулейменовой А.Х. к администрации г. Оренбурга об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сулейменова А.Х. просит отменить апелляционное определение от 8 февраля 2024 г, как незаконное и необоснованное, а дополнительное решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 г. оставить без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Сулейменова А.Х. и её представитель Казанцева Е.В. доводы кассационной жалобы поддержали, просили её удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сулейменова А.Х, ДД.ММ.ГГГГ г.р, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Распоряжением администрации Оренбургского района Оренбургской области N от 19 октября 1995 г. над Сулейменовой А.Х. установлена опека, опекуном назначен дядя ФИО1
26 мая 1999 г. на основании договора на передачу квартиры в собственность от 20 октября 1998 г. Сулейменова А.Х. стала собственником "данные изъяты" в квартире общей площадью "данные изъяты" расположенной по адресу: "адрес". До приватизации основным нанимателем квартиры являлся ФИО1, который также принял участие в приватизации.
После отчуждения доли в праве на указанную квартиру, на основании договора дарения от 7 октября 2003 г, истец в возрасте 11 лет, стала собственником 1/5 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: "адрес". Дарителем выступил опекун ФИО1, который построил этот жилой дом, продав квартиру по "адрес" оформлении сделки дарения от имени несовершеннолетней Сулейменовой А.Х. договор подписывала представитель органа опеки и попечительства.
19 декабря 2013 г. на основании договора дарения Сулейменова А.Х. в возрасте 19 лет, передарила "данные изъяты" в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: "адрес" опекуну ФИО1
С 2013 г. по день рассмотрения иска судом за Сулейменовой А.Х. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы права в отношении каких-либо жилых объектов. Сведений о наличии у Сулейменовой А.Х. прав на недвижимое имущество, в отношении которого не проведена государственная регистрация, в деле не имеется.
С 17 июня 2022 г. Сулейменова А.Х. зарегистрирована по адресу: "адрес", в квартире, принадлежащей на праве собственности её супругу, брак с которым зарегистрирован 2 февраля 2022 г. Данная квартира приобретена в собственность до регистрации брака с истцом, т.е. не относится к общему имуществу супругов.
6 сентября 2022 г. Сулейменова А.Х. обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 7 ноября 2022 г. N Сулейменовой А.Х. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что до достижения возраста 23 лет в установленном порядке она не обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (нуждающейся в жилом помещении) или о включении в список.
Согласно ответу заместителя главы администрации МО "Оренбургский район" Оренбургской области N от 6 февраля 2023 г. Сулейменова А.Х. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит (не состояла).
Ссылаясь на незаконность отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Сулейменова А.Х. обратилась в суд с настоящими требованиями.
Установив, что на момент установления опеки (19 октября 1995 г.) и до 7 октября 2003 г, ни опекун, ни орган опеки и попечительства с заявлением об обеспечении ФИО (Сулейменовой А.Х.) жилым помещением в органы местного самоуправления не обращались, приобретение истцом права собственности на недвижимое имущество было обусловлено тем, что ее дядей и членами его семьи приняты меры по приватизации находящегося у них в пользовании жилого помещения по адресу: "адрес", в котором на момент приватизации была зарегистрирована опекаемая, ввиду последующей реализации данной квартиры опекуном и членами его семьи несовершеннолетней опекаемой в обязательном порядке, установленном законом, была выделена 1/5 доля в другом жилом помещении по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" однако, по настоянию родственников, сособственников названного жилого помещения в 19-летнем возрасте истец, 19 декабря 2013 г. подписала договор дарения принадлежащей ей доли своему бывшему опекуну, фактически лишившись жилья, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и фактически является нуждающейся в жилом помещении, срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, по совершению действий по намеренному отчуждению истцом своей доли, истёк 19 декабря 2018 г, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования, обязав включить истца в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, постановив вышеуказанное дополнительное решение.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился, отменил дополнительное решение с принятием нового решения об отказе Сулейменовой А.Х. в удовлетворении требований к администрации г. Оренбурга об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Согласно положениям части 3 статьи 4 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N1347/285-IV-O3 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом Оренбургской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", Законом Оренбургской области "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан".
Согласно абз. 1 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), на территории Оренбургской области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г, разъяснено, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма. (абз.23).
К числу таких причин в абзацах 26, 27 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г, разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченной орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учёт.
По смыслу норм, регулирующих спорные правоотношения, лица указанной категории, в целях реализации своего права на обеспечение жилыми помещениями должны встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений до достижения 23 лет. После достижения возраста 23 лет данные граждане уже не относятся к числу лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки.
С учетом анализа приведённых выше норм права, а также разъяснений по их применению, принимая во внимание, что доказательств уважительности причин, препятствующих постановке истца на жилищный учет не представлено, сведения о том, что после достижения 18 лет истец обращалась к ответчику и в орган опеки и попечительства за разъяснениями по вопросу предоставления льгот соответствующей категории граждан, также отсутствуют, обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, не установлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учел, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, по достижении 18 лет носит заявительный характер, вместе с тем отсутствуют доказательств того, что до достижения ею возраста 23 лет истец предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не была поставлена на такой учет вследствие незаконного отказа органа местного самоуправления, либо вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по защите ее прав, в том период, когда она была несовершеннолетней, её опекуном, органами опеки и попечительства, образовательным учреждением.
При изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец утратила право на льготное обеспечение жилым помещением, так как на дату подачи заявления не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как достигла возраста 23 лет (на момент подачи заявления Сулейменова А.Х. достигла возраста 28 лет).
Выводы судебной коллегии суда апелляционной инстанции являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что причиной отсутствия Сулейменовой А.Х. в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось ненадлежащее выполнение обязанностей по защите её прав как в период, когда она была несовершеннолетней, так и по достижении возраста 18 лет, органами опеки и попечительства администрации г. Оренбурга, не могут быть приняты судебной коллегий во внимание, поскольку законом предусмотрен заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Доводы истца в указанной части по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права
В силу пункта 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имела реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав. Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено, что, имея возможность заявить о своих нарушенных жилищных правах, с учетом дееспособности и состояния здоровья, истец данной возможностью своевременно не воспользовалась, в связи с чем, право на предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, утратила.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка уважительности причин пропуска истцом срока на обращение в компетентные органы для включения её в список детей-сирот (юридическая неграмотность), являются несостоятельными. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, в том числе в указанной части, требованиям действующего материального и процессуального закона не противоречат.
Факт отсутствия у истца на условиях социального найма либо в собственности иного жилья, на что ссылается истец в кассационной жалобе при установленных обстоятельствах основанием для удовлетворения требований истца являться не может.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Вместе с тем, установление обстоятельств и оценка доказательств по делу входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 8 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сулейменовой А.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.