Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Бросовой Н.В, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахтемирова И.В. на решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 19 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-1791/2023 по иску Ахтемирова И.В. к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Самарской области" об обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Самарской области" Никитина А.А, действующего на основании доверенности от 9 января 2024 г, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахтемиров И.В. обратился в суд с вышеназванным иском к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Самарской области". В обоснование требований истец указал, что он является военным судьей в отставке, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена военная пенсия за выслугу лет, исходя из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, воинского звания подполковник юстиции, процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%. С 1 января 2012 г. размер надбавки за выслугу лет был снижен до 25% в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ, что повлияло на размер получаемой истцом пенсии. Решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 г. в пользу истца была взыскана невыплаченная часть пенсии за выслугу лет, и возложена обязанность на ФКУ "Военный комиссариат Самарской области" выплачивать истцу военную пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере, не предусмотренном действующим законодательством. 20 февраля 2023 г. истец обратился в военный комиссариат Самарской области о производстве ему перерасчета пенсии с 1 января 2012 г. из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%. 6 марта 2023 г. из военного комиссариата Промышленного района города Самары истцом получен ответ, однако по существу поставленного вопроса ответ дан не был.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести с 1 января 2012 г. перерасчет размера пенсии истца и выплачивать ему пенсию при выслуге от 15 до 20 лет из расчета процентной надбавки в размере 55 процентов.
Решением Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 19 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 г, иск Ахтемирова И.В. к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Самарской области" об обязании произвести перерасчет пенсии оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ахтемиров И.В. просит отменить решение суда первой инстанции от 19 декабря 2023 г. и апелляционное определение от 12 марта 2024 г. как незаконные и необоснованные. Заявитель указывает на то, что у Военного комиссариата Самарской области возникла обязанность с 1 января 2012 г. произвести истцу перерасчет назначенной пенсии в части процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации". Также указывает, что размер 50% надбавки при выслуге от 15 до 20 лет не предусмотрен действующим законодательством; установив факт выплаты истцу пенсии с процентной надбавкой при выслуге 15 календарных лет в размере 50 % на основании решения суда от 26 сентября 2019 г, суды не дали правовую оценку такому размеру выплаты с 1 января 2012 г. Требование о выплате (установлении) пенсии при выслуге от 15 до 20 лет из расчета процентной надбавки в размере 55 процентов, по существу не разрешено. Заявитель просит направить дело на новое рассмотрение по существу в ином составе судей, либо принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
В письменном ходатайстве от 17 июня 2024 г. Ахтемиров И.В. просит рассмотреть дело без его участия, при рассмотрении дела и кассационной жалобы отреагировать на нарушения законности в порядке статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях представитель Военного комиссариата Самарской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ "Военный комиссариат Самарской области" Никитин А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы истца.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (часть 1 статьи 7 названного федерального закона, далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Пунктом 4 части 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ предусмотрено установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания военнослужащих 25 процентов - при выслуге от 15 лет до 20 лет.
Порядок применения Федерального закона N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 309-ФЗ), которые вступили в силу 11 ноября 2011 г.
В соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пункта "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, а также положений частей 8 - 11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнена часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно указанным дополнениям пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Исходя из этого, в связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 г. военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
В то же время, если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий судей военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленного статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", то относительно применения размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации) в данной норме указания отсутствуют.
При этом в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ахтемиров И.В. проходил военную службу в должности судьи Благовещенского гарнизонного военного суда.
В настоящее время Ахтемиров И.В. является военным судьей в отставке, получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Судом первой инстанции также установлено, что на момент увольнения с военной службы выслуга лет истца в Вооруженных силах составляла: общая выслуга "данные изъяты" календарный срок службы "данные изъяты"
14 апреля 2011 г. истцу назначена военная пенсия за выслугу лет, исходя из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, воинского звания подполковник юстиции, процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%.
С 1 января 2012 г. размер надбавки за выслугу лет был снижен до 25 % в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ, что повлияло на размер получаемой пенсии.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 26 сентября 2019г, вступившим в законную силу, удовлетворен аналогичный иск Ахтемирова И.В, на ответчика возложена обязанность выплачивать истцу военную пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%, а также с ответчика в пользу истца взыскана невыплаченная часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"
20 февраля 2023 г. истец обратился в военный комиссариат Самарской области о производстве перерасчета пенсии с 1 января 2012 г. из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 55 %.
Согласно ответу из военного комиссариата Промышленного района от 6 марта 2023 г. N, с 4 апреля 2011 г. Ахтемирову И.В. назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет по линии МО РФ в календарном исчислении 15 лет и общую 21 год - в размере 53%. С 1 октября 2022 г. размер пенсии Ахтемирова И.В. увеличен за счет повышения понижающего коэффициента и составил "данные изъяты" (в том числе надбавка на 3-х иждивенцев- "данные изъяты".).
Также военным комиссариатом Самарской области истцу дан ответ от 21 апреля 2023 г. N, из которого следует, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации". Возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 ФЗ N 309-ФЗ. Таким образом, при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит. Исчисление пенсии с 1 января 2012 г. по настоящее время производится в соответствии с действующим законодательством из денежного довольствия с применением процентной надбавки за выслугу лет установленной до 1 января 2012 г. из расчета 50 процентов за 15 календарных лет военной службы.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз. 9 пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", частями 6, 8-9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г..N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 7 ноября 2011 г..N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", исходил из того, что Федеральным законом N 309-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 г..военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, при этом в части оклада по воинскому званию при перерасчете размеров пенсий судей военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета подлежащему учету часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, которая содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона N306-ФЗ. Положения о применении размера процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме отсутствуют.
Напротив, возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ, прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их с учётом установленных по делу обстоятельств, правильно применив вышеуказанное правовое регулирование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что пенсия за выслугу лет истцу должна выплачиваться с учетом процентной надбавки за выслугу лет в прежнем размере, установленном в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который составляет 50%.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал правомерным отказ ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Самарской области" произвести с 1 января 2012 г. перерасчет размера пенсии истца и выплачивать ему пенсию при выслуге от 15 до 20 лет из расчета процентной надбавки в размере 55 процентов.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца о возможности применения к правоотношениям сторон по аналогии пункт 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре", либо части 5 статьи 35 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации".
При этом суд апелляционной инстанции на основании положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял во внимание обстоятельства, установленные решением Самарского районного суда города Самары по делу N2-1392/2019, вступившим в законную силу, а именно наличие у истца права на установление ему процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%.
Суд апелляционной инстанции отметил, что истец, обращаясь с аналогичным иском к ответчику в 2019 году изначально просил суд обязать ответчика установить ему процентную надбавку за выслугу лет в размере 55%, однако впоследствии изменил основания иска и уменьшил размер исковых требований, при этом просил суд обязать ответчика установить ему процентную надбавку за выслугу лет в размере именно 50%, то есть в размере, установленном законодательством до внесения в него изменений в 2011 году. Решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 г. удовлетворены именно уточненные требования истца, в связи с чем суд апелляционной инстанции признал установленным и не подлежащим оспариванию в настоящем судебном процессе наличие у истца права по установлению ему процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Военного комиссариата Самарской области возникла обязанность с 1 января 2012 г. произвести истцу перерасчет назначенной пенсии в части процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации", были предметом проверки в первой и апелляционной инстанциях и получили надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Довод кассационной жалобы Ахтемирова И.В. о том, что размер 50% надбавки при выслуге от 15 до 20 лет не предусмотрен действующим законодательством, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, также не влечет отмену по существу правильных судебных постановлений.
Довод заявителя жалобы о том, что требование о выплате (установлении) пенсии при выслуге от 15 до 20 лет из расчета процентной надбавки в размере 55 процентов, по существу не разрешено, противоречит материалам дела.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в силу вышеуказанного правового регулирования истцу правильно выплачивается пенсия исходя из надбавки за выслугу лет в размере 50%, от оклада денежного содержания, то есть в размере определенном названным решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 г.; размер процентной надбавки 55%, как это установлено пунктом 1 статьи 44 ФЗ "О прокуратуре" и частью 5 статьи 35 ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации", не может быть применен для перерасчета пенсии истца, поскольку истец не относится к пенсионерам из числа работников прокуратуры либо следственного комитета.
В отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.
Иные доводы заявителя выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Положения статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. N 1316-О-О).
Каких-либо правовых оснований для вынесения частного определения судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 19 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ахтемирова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Н.В. Бросова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.