Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Киреевой Е.В, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации по социальной реабилитации, профилактике социально-значимых заболеваний и содействию формирования здорового общества "Забота и уход", действующей в интересах ФИО2, на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-1950/2023 по иску автономной некоммерческой организации по социальной реабилитации, профилактике социально-значимых заболеваний и содействию формирования здорового общества "Забота и уход", действующей в интересах недееспособного ФИО2, к администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области о признании оставшимся без попечения родителей и установлении статуса сироты, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец АНО "Забота и уход", действующий в интересах недееспособного ФИО2, обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, относится к гражданам, которые официально относятся к сиротам. Мать ФИО1 отказалась от ребенка, сведения об отце или других родственниках не зарегистрированы. После достижения совершеннолетия ФИО2 имеет законное право на основании статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на получение жилья.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, оставшимся без попечения родителей, и установить статус сироты; обязать администрацию г. Бугуруслан обеспечить ФИО2 благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Бугуруслане.
Определениями суда от 12 октября 2023 г, от 8 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Министерство образования Оренбургской области, Правительство Оренбургской области.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 7 декабря 2023 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 г, исковые требования АНО "Забота и уход", действующей в интересах недееспособного ФИО2, к администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе автономная некоммерческая организация по социальной реабилитации, профилактике социально-значимых заболеваний и содействию формирования здорового общества "Забота и уход" просит отменить обжалуемые судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является инвалидом первой группы с детства бессрочно.
В несовершеннолетнем возрасте на основании заявления единственного родителя (матери) ФИО1 ФИО2 помещен в дом-интернат, поскольку нуждался в уходе и обслуживании. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении ФИО2 на основании заявления матери.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 20 декабря 2007 г. ФИО2 признан недееспособным.
Судами также установлено, что ФИО2 с детства остался без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 отказалась от него, местонахождение отца не известно, в последующем находился в Гайском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей.
Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от 24 мая 2017 г. N, в целях принятия мер по обеспечению жизнеустройства совершеннолетнего недееспособного гражданина, ФИО2 помещен под надзор в АНО по социальной реабилитации, профилактике социально-значимых заболеваний и содействию формирования здорового общества "Забота и уход".
В настоящее время ФИО2 проживает в указанном учреждении по адресу: "адрес".
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России Экспертный состав N, на ФИО2, в разделе "Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (заполняется в отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания)" предусмотрено: невозможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец, исполняющий в силу закона обязанности опекуна ФИО2, в обоснование указал, что опекаемый является сиротой, достиг совершеннолетия, на момент предъявления требований не состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем имеет законное право на получение жилья.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 29, 35, 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку основания для включения ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, и для предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в настоящее время отсутствуют.
При этом районный суд исходил из того, что ФИО2 в силу своего двойственного правового статуса, с одной стороны, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на жилое помещение, предоставляемое в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ. С другой стороны, учитывая, что ФИО2 является инвалидом, право на обеспечение жильем возникает с момента установления возможности осуществлять лицом самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни в силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ.
Судом учтено, что согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России, ФИО2 невозможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни, с учетом его физических и психических возможностей.
Принимая во внимание, что недееспособный ФИО2 находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, и не может вследствие психического заболевания осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, суд отказал в предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции отметил, что поскольку обеспечение жилым помещением по основаниям, установленным статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", связано только с моментом принятия в отношении инвалида решения о возможности осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни, и не связано с достижением им какого-либо возраста, следовательно, ФИО2 не лишен права на получение жилого помещения в будущем в случае приобретения им возможностей к самостоятельному проживанию, либо в случае прекращения проживания в организации социального обслуживания.
Также судом первой инстанции бесспорно установлено, что ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, что является безусловным основанием для распространения на него мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ, при этом судом верно отмечено, что установление в судебном порядке, как того просит истец, статуса сироты, не повлечет юридических последствий в настоящем споре.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы истца.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2).
Из преамбулы и статьи 1 названного Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Вместе с тем, по смыслу указанных норм права, внеочередное обеспечение жилой площадью лиц, проживающих в учреждении социального обслуживания, может быть реализовано такими гражданами после окончания пребывания в государственном учреждении социального обслуживания.
В соответствии с абз. 10 статьи 17 Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
При этом указанная норма и иные положения этого Закона не ограничивают возраст, до достижения которого лицам данной категории должно быть предоставлено жилое помещение.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что основаниями для обеспечения детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или оставшимися без попечения родителей, жилыми помещениями являются: нуждаемость в жилом помещении, достижение возраста 18 лет и возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из материалов дела следует, что инвалидность ФИО2 установлена бессрочно. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разработана на срок: бессрочно (раздел 22).
В данной программе указано, что реабилитационный потенциал низкий. В разделе 21 приведен перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию - 2 степень, к общению - 2 степень, способности к трудовой деятельности - 3 степень, способности к контролю за своим поведением -3 степень. Невозможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможно устройство ФИО2 путем передачи его под опеку, возможно восстановление его нарушенных функций при получении лечения и успешной реабилитации, что может повлечь возможность проживания отдельно, не могут быть приняты, поскольку в настоящее время данные обстоятельства отсутствуют.
Поскольку ФИО2 находится в организации социального обслуживания, предоставляющей ему социальные услуги в стационарной форме, в данный момент лишен возможности к самостоятельному проживанию и самообслуживанию, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Данное право может быть реализовано после окончания пребывания ФИО2 в учреждении социального обслуживания при достижении им возможности осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, что должно найти отражение в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при рассмотрении данного дела судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, несостоятельны.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства
в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, результаты оценки отражены в судебных актах.
Иных правовых доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации по социальной реабилитации, профилактике социально-значимых заболеваний и содействию формирования здорового общества "Забота и уход" - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Е.В. Киреева
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.