Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Гаиткуловой Ф.С, Романова М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Перевозникова Александра Владимировича на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 февраля 2024 г. по гражданскому делу N 2-955/2023 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозникову Александру Владимировичу, с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, ГКУ "Бузулукское лесничество", о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозникову Александру Владимировичу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области и Перевозниковым А.В. был заключён договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства; площадь 1000 кв.м.; адрес: "адрес" земельный участок расположен в кадастровом квартале N государственная регистрация права N от ДД.ММ.ГГГГ
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером N и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: кадастровый N; категория земель: земли лесного фонда; площадь 138 622 958 кв.м.; адрес: "адрес" Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права N от ДД.ММ.ГГГГ
Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером N с границами Бузулукского лесничества Оренбургской области следует, что в результате сопоставления рабочих планов, картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, установленных по координатам из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 957, 77 кв.м.
Считает, что образованием спорного земельного участка с кадастровым номером N были нарушены права Российской Федерации, поскольку земельный участок с кадастровым номером N в момент его постановки на кадастровый учёт не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счёт земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо её воли, в связи с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации.
Ввиду отсутствия у администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области права на заключение договора купли-продажи земельного участка из состава земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ является недействительной (ничтожной) сделкой, совершенной с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов.
На основании изложенного, Федеральное агентство лесного хозяйства просило суд:
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки в виде возврата Перевозниковым А.В. земельного участка с кадастровым номером N и возврата администрацией Бузулукского района Оренбургской области денежных средств в размере 62 355 рублей 62 копеек;
- признать недействительной постановку на кадастровый учет и снять с государственного учёта земельный участок с кадастровым номером N
В процессе рассмотрения спора, протокольными определениями суда первой инстанции к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, Государственное казенное учреждение "Бузулукское лесничество".
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2023 г. исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозникову Александру Владимировичу, с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, ГКУ "Бузулукское лесничество", о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств, удовлетворено.
Истребован из чужого незаконного владения - Перевозникова Александра Владимировича, земельный участок с кадастровым номером N.
Исключена из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N
Признан недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ
Применены последствия недействительности сделки - договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО Бузулукского района Оренбургской области и Перевозниковым Александром Владимировичем, путем взыскания с администрации МО Бузулукского района Оренбургской области в пользу Перевозникова Александра Владимировича денежных средств в размере 62 355, 62 рублей.
Решение являлось основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах собственности Перевозникова Александра Владимировича на земельный участок с кадастровым номером N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 февраля 2024 г. решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2023 г. отменено в части истребования из чужого незаконного владения Перевозникова Александра Владимировича земельного участка с кадастровым номером N. В остальной части решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2023 г. оставлено без изменения.
Перевозников Александр Владимирович не согласился с принятыми судебными постановлениями и обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 февраля 2024 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, обжалуемые судебные постановления просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность обжалованных по делу судебных постановлений, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области (Продавец) и Перевозниковым А.В. (Покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому Перевозников А.В. купил земельный участок, местоположением: "адрес", земельный участок расположен в кадастровом квартале N, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов, площадь земельного участка составляет 1 000 кв.м, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N адрес: "адрес", находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с картой-схемой расположения и границ лесного участка, его характеристик, правообладателем лесного участка, расположенного по адресу: "адрес", квартал N, выдел N, N, площадью 34, 6 га, с лесистостью района 22, 3%, особые отметки - земли лесного фонда, является Российская Федерация.
Из генерального плана администрации муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N, схем, являющихся приложением к плану, усматривается, что в нем отображены границы муниципального образования, границы земель лесного фонда, расположения муниципальных образований, транспортной, инженерной инфраструктур.
Согласно акту осмотра земельных участков N от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N имеет площадь 1 000 кв.м, граничит с лесом. Со стороны леса густо-высотные заросли лиственных пород деревьев, часть участка занята растительностью на 90%. Площадь участка ровная. Участок не огорожен, нет элементов строительства, отметок о границах в натуре нет. Коммуникации, газоснабжение, водоснабжение и электричество в 25 метрах от земельного участка. Земельный участок не имеет препятствий для подключения коммуникаций.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ N, с изменениями, внесенными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ N, установлены границы Бузулукского лесничества Оренбургской области.
С целью установления юридически значимых обстоятельств, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория экспертиз "Регион 63".
Из заключения эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером N частично относится к земельным участкам лесного фонда с учётом координат границ, указанных в "Описании местоположения границ Бузулукского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области" - приложении к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 13 октября 2017 г. N 548 "Об установлении границ Бузулукского лесничества в Оренбургской области".
Имеется наложение и пересечение границ спорного земельного участка с кадастровым номером N с землями лесного фонда.
Приведены координаты пересечений, а также площадь наложения:
Наложение площадь =658 кв.м.
N Координата X Координата Y
N
N
N
N
N
N
Спорный земельный участок с кадастровым номером N расположен в кадастровых границах Сухореченского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области.
Спорный земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в фактических границах Сухореченского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования Сухореченский сельский совет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Сухореченский сельский совет Бузулукского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Установив указанные обстоятельства и разрешая исковые требования, суд первой инстанции, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером N был незаконно сформирован за счёт земель лесного фонда, поскольку частично располагается и пересекает границы земель лесного фонда, площадь наложения составляет 658 кв.м, в связи с чем установив нарушение прав Российской Федерации, как собственника земельного участка с кадастровым номером N, пришел к выводу об удовлетворении требований Федерального агентства лесного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав на следующее.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 г, статьей 4 Лесного кодекса РСФСР от 8 августа 1978 г, статьями 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4616-1 от 6 марта 1993 г, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г, единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть, лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, но в силу закона оставались участками лесного фонда (государственной, а затем федеральной собственностью - статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г.).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 г. N 144, предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из положений части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Из положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственный лесной реестр органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Таким образом, законодателем установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В данном случае спорный земельный участок с кадастровым номером N располагается и пересекает земли лесного фонда - земельный участок лесного фонда с кадастровым номером N, которые в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, то есть является собственностью Российской Федерации.
Поскольку имело место включение в границы населенного пункта муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Между тем в материалы дела администрацией муниципального образования Бузулукского района либо администрацией муниципального образования Сухореченский сельсовет доказательств такого согласования не представило.
В связи с этим, отсутствие положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласования проекта документа территориального планирования, привело к включению земель лесного фонда в черту населенных пунктов, что повлекло за собой незаконное изменение категории земель.
Следовательно, орган местного самоуправления не имел права на передачу в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без согласия уполномоченного на то органа.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что перевод земель из лесного фонда в другую категорию - это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земельного участка из распоряжения его собственника - Российской Федерации. В силу прямого указания закона, земли лесного фонда относятся к исключительной федеральной собственности, а землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.
Таким образом, в земельный участок с кадастровым номером N фактически был включён земельный участок лесного фонда и тем самым, земельный участок лесного фонда выбыл из государственной собственности Российской Федерации и перешёл в собственность ответчика Перевозникова А.В. вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Фактически право собственности на спорный земельный участок возникло у ответчика на основании решения органа, который не был уполномочен на передачу земель, относящихся к землям лесного фонда, в связи с чем земельный участок выбыл из государственной собственности незаконно.
На момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок с кадастровым номером N не мог относиться к землям населенных пунктов, поскольку согласно данным как лесного реестра, так единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок, а также заключению проведённой по делу судебной экспертизы, находился в лесном фонде, то есть в данном случае отсутствовало необходимое обстоятельство для применения положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", то есть отсутствовало противоречие в сведениях государственных реестров о категории спорного земельного участка.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку совершение сделки с земельным участком лесного фонда нарушает установленный публичный запрет на изменение собственника земельных участков лесного фонда.
Поскольку договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ признан судом недействительным, суд первой инстанции, в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано применил последствия недействительности сделки в виде реституции - взыскал с администрации муниципального образования Бузулукского района Оренбургской области в пользу Перевозникова А.В. денежные средства, уплаченные им в счет покупки спорного земельного участка, а также исключил из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N
При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что само по себе образование администрацией земельного участка также является сделкой, направленной на установление и возникновение нового объекта вещных прав. В этой связи, образование данного объекта вещных прав в нарушение установленного публичного запрета, то есть путём включения в состав образуемого земельного участка земель лесного фонда, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, также противоречит нормам публичного права, что в силу статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации влечёт недействительность данной сделки в виде образования земельного участка. В данном случае, последствием недействительности образования земельного участка является исключение сведений о нём как об объекте вещных прав в Едином государственном реестре недвижимости, что и было сделано судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Перевозникова А.В. о том, что решением Совета депутатов муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждён генеральный план муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области, утвержденного с отображением границ муниципального образования, границ земель лесного фонда, расположения муниципальных образований, транспортной, инженерной инфраструктур, который в настоящее время является действующим и недействительным не признан, отклонены судом апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования и генеральные планы.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 3 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1, 5, 5.4.2, 5.4.3 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, как указывалось ранее в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Таким образом, действующий правопорядок устанавливает возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В рассматриваемом случае, поскольку имело место включение в границы населенного пункта муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что сделано не было.
Таким образом, включение земель лесного фонда в черту населенных пунктов при несоблюдении предусмотренной действующим законодательством процедуры и в отсутствие положительного заключения собственника - Федерального агентства лесного хозяйства, привело к незаконному изменению категории земель и изъятию земельного участка у собственника.
Исходя из того, что спорный земельный участок не включался в установленном законом порядке в состав земель населенных пунктов, то у администрации муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области отсутствовали правовые основания для выдела указанного земельного участка и в последующем его продажи ответчику Перевозникову А.В.
Кроме того, по общему праву, установленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Между тем, оспариваемый договор купли-продажи земельного участка был заключен на основании заявления Перевозникова А.В, а не на основании заключения по результатам проведения торгов.
Ссылка в апелляционной жалобе Перевозникова А.В. на положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", согласно которому принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку основана на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 сентября 2017 г. N 1795-О, Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ был принят для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. В правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование положений законодательства, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование приводило к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Между тем спорный земельный участок был образован решением Совета депутатов муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанная правовая позиция в данном споре применению не подлежала, поскольку направлена на защиту прав добросовестных приобретателей, у которых права возникли на земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ при наличии противоречивых сведений в данных об отнесении земельного участка к лесному фонду, которые должны толковаться в пользу добросовестных приобретателей.
Указание в апелляционной жалобе на пропуск срока исковой давности по обращению в суд с данными требованиями, не было приято во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения исковая давность не распространяется.
Из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Вместе с тем из представленных материалов дела усматривается, что из фактического владения Российской Федерации выбыла только часть земельного участка, относящегося к федеральной собственности, при этом занятие ответчиком Перевозниковым А.В. части земельного участка, относящегося к землям Российской Федерации, не свидетельствует о переходе во владение ответчика всего земельного участка.
Таким образом, поскольку истцом заявлен негаторный иск, то на указанные требования исковая давность не распространяется.
Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции о наличии правовых основания для истребования из чужого незаконного владения Перевозникова А.В. земельного участка с кадастровым номером N, суд апелляционной инстанции не согласился ввиду следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении границ земельного участка; собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении; спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения; случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае, истцом - Федеральным агентством лесного хозяйства избран способ защиты как признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, при этом требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения Перевозникова А.В, истцом заявлены не были и не могли быть удовлетворены.
В связи с указанным, решение суда в части истребования из чужого незаконного владения Перевозникова А.В. земельного участка с кадастровым номером N, судом апелляционной инстанции было отменено, поскольку указанных требований Федеральным агентством лесного хозяйства не заявлялось.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, приведенных в постановлении апелляционного суда и в настоящем постановлении суда кассационной инстанции, фактически направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного постановления, либо опровергали выводы апелляционного суда, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления (часть 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку апелляционным определением решение суда первой инстанции было отменено в части, в остальной части решение оставлено без изменения, оставлению без изменения по кассационной жалобе подлежит постановление суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Перевозникова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.