Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Бросовой Н.В, судей Федотовой Е.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Липатова Николая Алексеевича на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 09 апреля 2024 г. по гражданскому делу N 2-4814/2023 по иску Липатова Николая Алексеевича к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Областному государственному казённому учреждению "Кадровый центр Ульяновской области" о признании пункта приказа N 075П56/2305 от 16 марта 2023 г. незаконным.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационной суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Липатов Н.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Областному государственному казённому учреждению "Кадровый центр Ульяновской области" о признании пункта приказа N 075П56/2305 от 16 марта 2023 г. незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что 16 марта 2023 г. Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области Областное государственное казенное учреждение "Кадровый центр Ульяновской области" Филиал Областного государственного казенного учреждения "Кадровый центр Ульяновской области" в Засвияжском районе г. Ульяновска (далее филиал ОГКУ КЦ Ульяновской области в Засвияжском районе г.Ульяновска) он поставлен на учет в качестве безработного па основании приказа N 075П56/2305. Согласно п. 2 вышеуказанного приказа, установлен период выплаты пособия 3 месяца с 01 марта 2023 г. по 06 июня 2023 г. Кроме того, установлен размер выплаты пособия по безработице 1 500 руб.
В связи с тем, что он работал и имел официальное место работы его пособие не может быть назначено в том размере и на тот срок, как установлено приказом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать п. 2 приказа N 075П56/2305 от 16 марта 2023 г. Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области Областное государственное казенное учреждение "Кадровый центр Ульяновской области" Филиал Областного государственного казенного учреждения "Кадровый центр Ульяновской области" в Засвияжском районе г.Ульяновска незаконным.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "адрес" "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Огонек", индивидуальный предприниматель ФИО3
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований Липатова Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 09 апреля 2024 г. решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Липатов Н.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по указанным в материалах дела адресам. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения по доводам жалобы в кассационном порядке.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Липатов Николай Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р, проживающий по адресу: "адрес" обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы 07 марта 2023.
По данным, поступившим в рамках межведомственного взаимодействия, последнее место работы МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска", уволен 24 декабря 2021 г, п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
16 марта 2023 г. Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области Областное государственное казенное учреждение "Кадровый центр Ульяновской области" Филиал Областного государственного казенного учреждения "Кадровый центр Ульяновской области" в Засвияжском районе г.Ульяновска Липатов Н.А. поставлен на учет в качестве безработного на основании приказа N 075П56/2305. Согласно п. 2 вышеуказанного приказа, установлен период выплаты пособия 3 месяца с 01 марта 2023 г. по 06 июня 2023 г, размер выплаты пособия по безработице 1 500 руб.
Полагая пункт 2 приказа ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области" от 16 марта 2023 N 075П56/2305 незаконным, Липатов Н.А. обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным пункта 2 приказа ответчика от 16 марта 2023 г. N 075П56/2305 о назначении Липатову Н.А. пособия по безработице в минимальном размере сроком на три месяца. При этом суд исходил из того, что на момент принятия ответчиком ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области" решения по заявлению Липатова Н.А, последним местом его официального трудоустройства являлось МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" (период работы с 01 ноября 2021 г. по 24 декабря 2021 г.), что также следует из его трудовой книжки (л.д. 46-51). Аналогичные сведения были представлены по запросу суда первой инстанции из ОСФР по Ульяновской области (л.д. 106).
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Липатова Н.А. о том, что в период с 28 апреля 2022 г. по 09 июня 2022 г. он работал в МБУДОУ ДООЦ "Огонек" в рамках общественных работ по направлению ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области" и ответчик обязан был учесть данный период его трудовой деятельности при решении вопроса о назначении пособия по безработице и периода выплаты пособия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данный период работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на момент принятия ответчиком оспариваемого приказа отсутствовал, сведений о перечислении страховых взносов не имелось, а гражданское дело N2-3635/2023 по иску Липатова Н.А. к МБУДОУ ДООЦ "Огонек" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести отчисления страховых взносов, на которое ссылается истец, рассмотрено Засвияжским районным судом г. Ульяновска 22 сентября 2023 г.
Применяя положения пунктов 1 и 4 статьи 34.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации", действовавшей до 01 января 2024, учитывая, что данных о трудоустройстве Липатова Н.А. в 2022-2023 годах в его сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на момент принятия ответчиком оспариваемого приказа не имелось, суд апелляционной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции о том, что пособие по безработице истцу назначено как гражданину, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а потому правовых оснований для удовлетворения исковых требований Липатова Н.А. о признании пункта 2 приказа ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области" от 16 марта 2023 г. N 075П56/2305 незаконным, не имелось.
Судебная коллегия полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 N 1032-1), в редакции, действовавшей до 01 января 2024, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1, действовавшей до 01 января 2024 г, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Пунктом 2 статьи 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 было установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2021 г..N 1909, в редакции, действовавшей в спорный период, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г..N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации. Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов. В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений. Согласно пункту 1 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 г..N 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 3 статьи 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2046 на 2023 г. для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.
Согласно пункту 2 данных Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г..N 1552 (действовавших на момент спорных правоотношений), средний заработок, за исключением указанных в пункте 3 настоящих Правил случаев, исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее - доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке: а) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее - заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу (далее - расчетный период); б) в случае если в каком- либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при исчислении среднего заработка этот месяц (месяцы) исключается из расчетного периода; в) средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде; г) в случае если в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средний заработок
определяется за предшествующий период, равный расчетному.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик безосновательно не учел период общественных работ истца в оздоровительном лагере "Огонек", являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Изложенные в кассационной жалобе доводы об обратном сводятся к субъективному толкованию заявителями норм права, к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, что в соответствии с положениями статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судами, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 09 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Липатова Николая Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.В. Федотова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.