Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 декабря 2006 г. N Ф04-8288/2006(29264-А46-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Стройка N 2" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г.Омска (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить ООО "Стройка N 2" 821 116 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, и возвратить указанную сумму излишне уплаченных страховых взносов ООО "Стройка N 2".
Решением арбитражного суда от 13.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2006, заявленные ООО "Стройка N 2" требования удовлетворены, признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в возврате ООО "Стройка N 2" 821 116 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии. Налоговый орган обязали возвратить ООО "Стройка N 2" 821 116 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.
Считает, что функция возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не возложена на налоговый орган. Указывает, что в данном случае возврат излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии не может быть осуществлен, так как имеется недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Стройка-2" просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на 27.03.2003 у ООО "Стройка N 2" имеется образовавшаяся в 2002 году переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 821 116 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.01.2005 по делу N К/Э-48/04 ООО "Стройка N 2" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.
Конкурсный управляющий ООО "Стройка N 2" 13.07.2005 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов. Письмом от 22.07.2005 N 1203 налоговый орган в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов отказал в связи с тем, что вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе, в ответ на заявление конкурсного управляющего ООО "Стройка N 2" о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, подтвердило наличие переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 821 116 руб., и указало на необходимость проведения налоговыми органами зачета излишне уплаченных взносов по накопительной части пенсии в сумме 821 116 руб. в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть пенсии для пополнения индивидуальных лицевых счетов работников организации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.04.2006 по делу N 23- 1644/05 отказано в удовлетворении требования ООО "Стройка N 2" о признании незаконными действий государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска по тем основаниям, что именно налоговый орган как администратор поступлений страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является органом, осуществляющим принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Конкурсный управляющий ООО "Стройка N 2" 11.05.2006 повторно обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов. Налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов со ссылкой на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, и положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на них не распространяются. Кроме того, налоговый орган также указал, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, в связи с чем проведение возврата излишне уплаченных сумм в настоящее время не представляется возможным.
Не согласившись с отказом налогового органа, ООО "Стройка N 2" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные ООО "Стройка N 2" требования, принял по существу правильное решение.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167- ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку указанный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет (возврат) сумм излишне уплаченного налогоплательщиком налога осуществляется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня 1 подачи заявления о возврате.
Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, арбитражным судом сделан обоснованный вывод, что именно налоговый орган, как администратор поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении Президиума от 05.09.2006 N 4240/06.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) производится только в том случае, если задолженность начислена по тому же бюджету, по которому образовалась переплата. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога или сбора поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 167-ФЗ установлено, что суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии учитываются в составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно.
Статьей 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации" утверждена классификация доходов бюджетов Российской Федерации, согласно которой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, указаны в классификации как разные виды бюджетных доходов, имеют разные коды бюджетной классификации.
Следовательно, арбитражным судом сделан правильный вывод, что в случае переплаты страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, сумма переплаты не подлежит зачету в счет недоплаты по взносам на страховую часть трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2006 по делу N А46-8921/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. N Ф04-8288/2006(29264-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании