Дело N 88-17332/2024
24 июля 2024 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Арзамасовой Л.В, рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, общества с ограниченной ответственностью "Чекмагушевское ПУЖКХ" на апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 8 мая 2024 г. по заявлению администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу N 2-90/2020 по иску прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, ООО "Чекмагушевское ПУЖКХ" об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2010 г. по гражданскому делу N 2-90/2020 до 31 декабря 2025 г.
Определением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2024 г. заявление администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан удовлетворено частично, исполнение решения Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2020 г. отсрочено до 31 декабря 2024 г.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 8 мая 2024 г. определение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2024 г. отменено, вопрос разрешен по существу, в удовлетворении заявления администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан отказано.
В кассационных жалобах администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, ООО "Чекмагушевское ПУЖКХ" ставят вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от 8 мая 2024 г, как незаконного.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, ООО "Чекмагушевское ПУЖКХ" рассмотрены в суде кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационных жалоб, Шестой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2020 г. на администрацию муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан возложена обязанность исключить факты размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на расположенных на территории сельского поселения Чекмагушевский сельсовет земельных участках с кадастровым номером N, площадью 2032388 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 4458450 кв.м, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, путем принятия соответствующих мер, исключающих доступ на территорию указанных земельных участков третьих лиц. А также на администрацию муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, ООО "Чекмагушевское ПУЖКХ" возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать путем очистки от несанкционированной свалки ТБО расположенные на территории сельского поселения Чекмагушевский сельсовет земельные участки с кадастровым номером N, площадью 2032388 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 4458450 кв.м, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и провести их рекультивацию в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2020 г. решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2020 г. оставлено без изменения.
7 сентября 2020 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Определением судьи от 1 октября 2020 г. в удовлетворении заявления администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, ООО "Чекмагушевское ПУЖКХ" об отсрочке исполнения решения суда отказано.
Определением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2021 г. предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения суда до 31 декабря 2021 г.
Определением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 марта 2022 г. исполнение указанного решения суда отсрочено до 1 июля 2022 г.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 г. определение суда первой инстанции от 10 марта 2022 г. отменено, в удовлетворении заявления администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан об отсрочке исполнения решения суда от 20 февраля 2020 г. отказано.
Определением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 октября 2022 г. исполнение решения отсрочено до 1 сентября 2023 г.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2022 г. определение суда первой инстанции от 6 октября 2022 г. отменено, в удовлетворении заявления администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан об отсрочке исполнения решения суда отказано.
Из представленных заявителем материалов следует, что администрацией района проведено межевание земельных участков с кадастровым номером N и N, из которых выделены участки N площадью 17340 кв.м. и N площадью 12567 кв.м, объединенные в один земельный участок с кадастровым номером N. Территория несанкционированной свалки ограждена металлическим забором, подъездные пути перекрыты бетонными блоками, территория охраняется работниками ООО "Экология-Т".
Из материалов дела следует, что по ходатайству администрации района Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ N 1673 от 19 августа 2022 г. о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:51:0807002:430 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения в целях размещения объекта коммунально-бытового назначения (свалки).
Решение суда в части исключения фактов размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, исключающих доступ на территорию указанных земельных участков третьих лиц, исполнено полностью.
Администрацией направлялись обращения в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан об оказании содействия в решении вопроса финансирования работ по рекультивации твердых коммунальных отходов в с. Чекмагуш, в том числе и о включении объекта (свалки) в с. Чекмагуш в Федеральный проект "Генеральная уборка" национального проекта "Экология".
Из ответа указанного Министерства от 26 января 2022 г. следует, что Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан запланирована работа по разработке проекта на выполнение работ по рекультивации объектов размещения отходов (свалок), несанкционированная свалка, расположенная в 2000м северо- восточнее с. Чекмагуш с учетным номером N площадью 4, 6 га вошла в реестр несанкционированных свалок по рекультивации на 2022 год.
Приказом Минприроды России от 8 сентября 2023 г. N 586 территория несанкционированной свалки в границах населенного пункта с. Чекмагуш включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ТРОНВОС).
Из письма Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 5 декабря 2023 г. следует, что Министерством в 2024 г. запланировано проведение мероприятий по определению исполнителя и заключению контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов с. Чекмагуш. В связи с чем, в проект бюджета Республики Башкортостан на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов включены расходы на разработку проектно-сметной документации по рекультивации объектов несанкционированных свалок, в том числе рекультивации свалки с. Чекмагуш.
Минэкологии Республики Башкортостан в 2023 г. были направлены запросы в проектные организации для представления коммерческих предложений, согласно которым средняя стоимость разработки проектно-сметной документации по ликвидации объектов HBOC площадью 1 га составила 2 млн. руб. Минэкологии Республики Башкортостан сформирован список из 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на землях промышленности и населенных пунктов, по которым Минэкологии в 2024 г. будут спланированы работы по разработке проектно-сметной документации по их рекультивации и прохождения государственной экологической экспертизы за счет бюджетных средств Республики Башкортостан в рамках государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан" по мероприятию "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде" на 2024 год в размере 86377360, 00 руб.
Денежные средства из бюджета Республики Башкортостан выделены, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан направлены документы в Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" для проведения аукциона.
5 февраля 2024 г. на сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение о проведении электронного аукциона N "Разработка проектной и рабочей документации по ликвидации объекта "Территория несанкционированной свалки в границах населенного пункта с. Чекмагуш (Чекмагушевский район, Республика Башкортостан)".
Согласно проекту государственного контракта, установлен календарный срок выполнения работ с даты заключения контракта по 1 декабря 2024 г.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, администрация ссылалась на то, что в настоящее время происходит постепенная ликвидация свалки, в одномоментном порядке ликвидация несанкционированной свалки и рекультивация земли под ней невозможна, в связи с отсутствием проектно-сметной документации. Совместно с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан проработан вопрос выделения финансовых средств для разработки проекта рекультивации свалки, организован электронный аукцион.
Частично удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных заявителем в обоснование своих доводов документов усматривается, что администрацией принимаются меры по исполнению судебного решения.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя определение суда первой инстанции и разрешая вопрос по существу, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что предоставление отсрочки при длительном неисполнении решения суда влечет за собой нарушение конституционного права граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, отсутствие у должника денежных средств для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и проектно-сметной документации для рекультивации земли под свалкой не являются основаниями к предоставлению отсрочки исполнения судебного акта, достоверных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, а также доказательств, того, что заявленная отсрочка исполнения решения суда отвечает требованиям справедливости, является адекватной и не затрагивает существо конституционных прав участников исполнительного производства, заявителем в материалы дела не представлено.
Выводы судебных инстанций у суда кассационной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 и 208 названного Кодекса.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения приведенных норм выступают процессуальной гарантией надлежащего и своевременного исполнения, вступившего в законную силу судебного постановления, в том числе при возникновении обстоятельств, затрудняющих такое исполнение.
По смыслу указанных норм права возможность отсрочки исполнения решения суда предусматривается при обстоятельствах, свидетельствующих об уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, данные причины должны носить объективный и исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения.
Принимая во внимание, что с 2020 года решение суда заявитель не исполнил, обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин невозможности исполнения решения суда, не установлено, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Доводы заявителя и представленные в материалы дела документы не могут рассматриваться в данном случае как достаточное доказательство необходимости предоставления отсрочки.
Само по себе отсутствие в бюджете денежных средств не может являться основанием для предоставления отсрочки для исполнения судебного акта, обоснованность заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта должником не доказана.
Выводы суда апелляционной инстанции об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда основаны на приведенном выше правовом регулировании, установленных по делу обстоятельствах, соответствует материалам дела и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации, заявителем поставлен вопрос об отсрочке исполнения вступившего в законную силу решения Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2020 г, при этом Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П сформированы правовые позиции о порядке софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации работ по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках неразграниченной государственной собственности на землю или находящиеся в государственной собственности. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об обстоятельствах дела и с оценкой, данной судом представленным доказательствам, однако это в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного оснований, для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 8 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, общества с ограниченной ответственностью "Чекмагушевское ПУЖКХ" - без удовлетворения.
Судья Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.