N 88-12479/2024
3 июля 2024 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Балакиревой Е.М, рассмотрев единолично без вызова сторон кассационную жалобу бюджетного учреждения Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на определение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14.12.2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 19.02.2024 г. по материалу N 13-66/2023 по заявлению бюджетного учреждения Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 июня 2021 года на БУ Чувашской Республики "Яльчикская ЦРБ" Минздрава Чувашии возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническое состояние, а также архитектурно-художественный образ здания - "Дом А.А.Буйновского 1887 г..", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с. Яльчики, ул.
Восточная, дом 1, являющегося объектом культурного наследия регионального значения согласно распоряжению Совета Министров Чувашской АССР от 11 ноября 1986 года N812-р, в надлежащее состояние, соответствующее требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в частности произвести ремонт/реставрацию: фундаментов ленточных и каменных (местами наблюдаются признаки деформаций и разрушений); цоколей и отмосток (в соединении с отмосткой имеются щели; асфальтовая отмостка имеется только вдоль тех фасадов, где размещены входные группы в здание; в цоколе наблюдается выпадение отдельных кирпичей, имеются трещины); деревянной обшивки здания с учетом пропитки антисептиком и антипиреном в противопожарных и санитарных целях; декоративных элементов здания (пилястры здания поражены гнилью); мезонина (наблюдается разрушение подшивки карниза (поражена гнилью)); водосточной трубы кровли, а также оконного проема во фронтоне с южной стороны здания; потолков в помещениях мезонина (имеются признаки деформаций и разрушений); внутренних стен здания (выявлены следы деформаций и разрушений стен помещений мезонина (имеются трещины в стенах), имеются следы замачивания потолка помещений мезонина вдоль печной трубы); дверей и окон (косметический ремонт); откосов оконных блоков, обшивки фасадов (наблюдается нарушение окрасочного слоя (шелушение); дверей входных групп здания в установленном законом порядке (заменены на металлические без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия).
Данное решение суда вступило в законную силу 24 июля 2021 года.
Определением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2021 года БУ Чувашской Республики "Яльчикская ЦРБ" Минздрава Чувашии предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 23 июня 2021 года на 10 месяцев, до 25 ноября 2022 года.
Определением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 31 октября 2022 года бюджетному учреждению Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики предоставлена отсрочка исполнения решения Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 июня 2021 года об обязании произвести ремонт/реставрацию здания - "Дом А.А.Буйновского 1887 г.", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, на срок до 31 декабря 2023 года включительно.
5 декабря 2023 года бюджетное учреждение Чувашской Республики "Яльчикская ЦРБ" Минздрава Чувашии вновь обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда по делу N2-135/2021 сроком до 31 декабря 2025 года.
В обоснование заявленных требований указано, что проведение ремонтно-реставрационных работ не представляется возможным без выделения финансовых средств из республиканского бюджета. При этом в целях исполнения решения суда заключен контракт от 31 марта 2023 года на разработку научно-проектной документации с ООО "Научно-производственное предприятие "Наследие"; проектная документация прошла государственную историко-культурную экспертизу. В настоящее время проходит этап подачи проектной документации на экспертизу по проверке сметной стоимости, после чего БУ Чувашской Республики "Яльчикская ЦРБ" Минздрава Чувашии обратится в Министерство здравоохранения Чувашской Республике с заявкой на выделение денежных средств из республиканского бюджета на проведение ремонтно-реставрационных работ. В случае выделения денежных средств ремонтные работы предполагается завершить в течение календарного года. Поскольку на выполнение указанных мероприятий требуется дополнительное время, просят предоставить отсрочку исполнения решения сроком до 31 декабря 2025 года.
Определением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 19.02.2024 г, в удовлетворении заявления бюджетного учреждения Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о предоставлении отсрочки исполнения решения Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 июня 2021 года на срок до 31 декабря 2025 года отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и апелляционное определение как незаконные.
В обоснование жалобы заявитель указал на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судами не приняты во внимание существенные обстоятельства и доводы заявителя. Заявитель считает, что им были предприняты достаточные меры, в том числе заключен контракт N 119 от 31.03.2023г, проектная документация проходит экспертизу сметной стоимости и другие необходимые действия к исполнению решения суда. Кроме этого, в жалобе ссылается на то обстоятельство, что для обеспечения исполнения судебного акта необходимо выделение финансовых средств из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья кассационного суда находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Соблюдение данного требования предполагает своевременность исполнения вступивших в законную силу судебных решений.
Положения статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, отсрочка исполнения судебного решения означает изменение срока исполнения судебного решения и представляет собой отложение исполнения судебного решения и перенос его на более поздний срок по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом (для добровольного исполнения решения).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики ссылалось на обязательность прохождения всех согласований и процедур, связанных с подготовкой научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, которые требуют временных затрат. Кроме этого, невозможность исполнения решения суда в настоящее время вызвана необходимостью выделения финансовых средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 203, 434 ГПК РФ, исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не носят исключительный характер, дающий основания отсрочить исполнение решения суда, а удовлетворение заявления приведет к затягиванию исполнения решения, что существенно повлияет на права лиц, в интересах которых оно постановлено. Кроме этого, из материалов дела следует, что ранее должнику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения вышеуказанного решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, так как в данном случае предоставление отсрочки не отвечает требованиям разумности.
Апелляционным судом установлено, что решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 июня 2021 года вступило в законную силу 24 июля 2021 года.
31 марта 2023 года БУ Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" заключен контракт N119 с ООО "Научно-производственное предприятие "Наследие" на разработку научно-проектной документации и проведение государственной экспертизы по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адрес: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, с. Яльчики, ул. Восточная, д.1.
16 ноября 2023 года утвержден акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Дом А.А.Буйновского", 1887 г.
С учетом установленных обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанное не свидетельствует о принятии заявителем своевременных мер по исполнению решения суда от 23 июня 2021 года, вступившего в силу 24 июля 2021г, в связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что приведенные доводы в обоснование предоставления отсрочки исполнения решения суда в своей совокупности не являются объективными обстоятельствами, наличие которых свидетельствует о невозможности исполнения решения суда.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе об имеющихся основаниях для предоставления отсрочки исполнения судебного акта до 31.12.2025 года, отклоняются судебной коллегией исходя из следующего.
Положения статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 37 Закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не устанавливают оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта в срок, определенный законом и установленный судебным приставом-исполнителем.
Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений, поэтому при предоставлении преференций должнику не должны быть серьезно ущемлены интересы взыскателя.
Как усматривается из материалов дела, надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности длительного исполнения решения суда, ответчиком БУ Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
Из представленных материалов следует, что ответчику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 23 июня 2021 года, в частности, определением суда от 23 ноября 2021 года на 10 месяцев до 25 ноября 2022 года, определением суда от 31 октября 2022 года на срок до 31 декабря 2023 года включительно.
Таким образом, решение суда не исполняется должником на протяжении длительного времени, то есть более 2, 5 лет, что нарушает право взыскателя на судебную защиту, включающее право на своевременное рассмотрение дела судом и реальное исполнение принятого судебного постановления, и не соответствует принципу справедливости и разумности применительно к вопросу о длительности исполнительного производства, то есть в рассматриваемой ситуации существенно затягивается процесс исполнения судебного акта.
Отсутствие финансирования не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, учитывая обстоятельства настоящего дела и длительный срок неисполнения судебного постановления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14.12.2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 19.02.2024 г. по материалу N 13-66/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу бюджетного учреждения Чувашской Республики "Яльчикская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.