Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 03 июня 2024 года) жалобу ФИО2 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Предгорного района Ставропольского края от 12 июля 2023 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Предгорного района Ставропольского края от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2023 года, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, состоявшихся в отношении ФИО2, просит их отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что мировой судья и судья районного суда, установив признаки объективной стороны правонарушения, неправильно установили его субъект и субъективную сторону. По мнению автора жалобы, ФИО2 не является субъектом административной ответственности, поскольку он не является собственником домовладения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Подключение газового оборудования осуществлялось ее супругой ФИО1, являющейся собственником указанного домовладения. Факт самовольного подключения к газопроводу ФИО2 не доказано.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ выявлено незаконное самовольное подключение ФИО2 объекта по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". к источнику газоснабжения и безучетное потребление им природного газа.
Данные обстоятельства, а именно факт самовольного подключения к газопроводу, явились основанием для наложения мировым судьей на ФИО2 административного наказания в виде административного штрафа за совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи судебного участка согласился судья Предгорного районного суда Ставропольского края.
Между тем состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление мирового судьи и решение судьи районного суда нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Названные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 судами не выполнены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В силу абз. 1, 2 ст. 18 вышеназванного Федерального закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
На основании абз. 5 ст. 32 вышеназванного Федерального закона вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии со ст. 7.19 КоАП РФ (в ред. Федеральных законов от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, от 25 ноября 2013 года N 316-ФЗ) самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.
Самовольным является подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.
Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организации.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ФИО2 проживает в доме по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
На основании технической документации, с 2007 года в указанное жилое помещение подается газ (л.д. 116-119).
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Названное правило оценки доказательств судами нарушено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировому судье защитником ФИО2 - ФИО4 были приведены доводы о непричастности ФИО2 к совершению административному правонарушению, поскольку не является абонентом потребления газа и собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Указанные доводы не получили надлежащей оценки ни в постановлении от 12 июля 2023 года, ни в решении от 20 сентября 2023 года.
Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 марта 2008 собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес", Предгорный муниципальный округ, "адрес". является ФИО1 (л.д. 34).
Из пояснений ФИО2 следует, что ФИО1 является его супругой.
Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с информационным листом абонентом потребления газа является ФИО1 Заявление об отсрочке уплаты за потребленный газ в ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" подавалось ФИО1 как абонентом. При этом, между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и ФИО1, как абонентом, составлен график оплаты задолженности за газ.
Таким образом, из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, следует, что собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес", Предгорный муниципальный округ, "адрес". и абонентом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" является ФИО1
Привлекая ФИО2 к административной ответственности по ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за самовольное подключение к газопроводу, ни мировой судья, ни судья районного суда надлежащей оценки этим обстоятельствам не дали, мер к их проверке не приняли.
С выводом, изложенным в решении судьи районного суда от 20 сентября 2023 года, о том, что субъектом правонарушения является ФИО2, поскольку предоставил доступ в домовладение, при этом сетевая организация не наделена полномочиями на проверку документов, удостоверяющую личность, не основано на нормах действующего законодательства, поскольку объективная сторона правонарушения заключается в самовольном подключении к газопроводу, а субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Между тем, доказательств того, что именно ФИО2 осуществил самовольное подключение к газопроводу, в материалах дела не содержится.
В нарушение пп. 2, 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разрешая дело об административном правонарушении, мировой судья и судья районного суда вышеизложенным обстоятельствам оценки не дали.
На данной стадии производства проверить обстоятельства наличия в действиях ФИО2 признака самовольного (безучетного) использования газа путем отмены постановления и возврата дела на новое рассмотрение не представляется возможным ввиду истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Согласно положениям частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с вышеизложенным, постановление мирового судьи судебного участка N1 Предгорного района Ставропольского края от 12 июля 2023 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2023 года не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
протест ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N1 Предгорного района Ставропольского края от 12 июля 2023 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции подпись Р.Х. Юлдашев
Справка: мировой судья Георгиева Е.А.
судья районного суда Дождева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что привлечение к административной ответственности за самовольное подключение к газопроводу было неправомерным, поскольку не было доказано, что лицо, на которое наложен штраф, является собственником домовладения и виновным в правонарушении. Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности.