Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ходак Д.В., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Н.А.Д. А, Д.О. Т, С.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 апреля 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Н.А.Д. А, Д.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 апреля 2024 года гражданин Республики Азербайджан Н.А.Д.-О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда через государственную границу Российской Федерации.
Решением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2024 года постановление судьи Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 апреля 2024 года изменено, действия Н.А.Д.-О. переквалифицированы на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Н.А.Д.-О. Т, С.Г. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 754 и включает территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.
ПереченьПеречень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г. N 470.
Согласно пункту 19 данного Перечня к таким территориям относится Республика Северная Осетия-Алания Республика - территория, ограниченная с юга и запада участком автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" от административной границы Республики Северная Осетия-Алания до с. Карджина, участком автомобильной дороги А-164 "Транскам" от с. Карджина до г. Ардона, линией, соединяющей г. Ардон, села Кадгарон, Новая Саниба, Гизель, участком автомобильной дороги А-162 Владикавказ - Алагир от с. Гизель до г. Владикавказа, автомобильной дорогой А-161 Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Грузией (за исключением названных участков автомобильных дорог Р-217, А-164, А-162 и автомобильной дороги А-161, аэропорта Владикавказ (Беслан), гг. Владикавказа, Беслана, Ардона, сел Эльхотово, Карджина, Кадгарона, Новой Санибы, Гизели, станицы Змейской). Полоса шириной 4 километра, примыкающая с запада к автомобильной дороге А-161 Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Грузией на участке от километрового знака 4 км до километрового знака 16 км.
Исходя из положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, иностранные граждане вправе посещать такие территории только при наличии специального разрешения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки соблюдения иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации на территории с регламентированным посещением для иностранных граждан по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Азербайджан Н.А.Д.О, который находился на указанной территории без специального разрешения на ее посещение, то есть допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил передвижения и порядка выбора места пребывания.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2); Н.А.Д.О. (л.д. 3); рапортом должностного лица об обстоятельствах выявления правонарушения (л.д. 1), патентом 15 N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5); паспортом Н.А.Д.О. (л.д. 6), регистрация по месту пребывания (л.д. 9-10), копия миграционной карты (л.д. 11), справкой на лицо (л.д. 12), и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Н.А.Д.-О. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Н.А.Д.-О. к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Н.А.Д.-О. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что Н.А.Д.О. въехал на территорию Российской Федерации 26 марта 2024 года, согласно данным миграционной карты, для работы. По прибытии в Российскую Федерацию встал на регистрационный учет, получил патент на работу, имеет регистрацию по месту пребывания в "адрес".
Изложенное подтверждается имеющимися в материалах дела копиями миграционной карты, регистрации по месту пребывания и патента.
Принимая во внимание характер совершенного Н.А.Д.-О. административного правонарушения, его личность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым назначить ему административное наказание по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Срок давности и порядок привлечения Н.А.Д.-О. к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Н.А.Д. А, Д.О. Т, С.Г. удовлетворить.
Постановление судьи Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 апреля 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Н.А.Д. А, Д.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указав о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названные судебные постановления оставить без изменения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Д.В. Ходак
Справка:
судья районного суда Ачеев З.М.
судья Верховного Суда Республики Северная
Осетия-Алания Гатеев С.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что иностранный гражданин неправомерно находился на территории с ограниченным доступом, однако, учитывая его личные обстоятельства и отсутствие отягчающих факторов, изменил наказание с административного выдворения на штраф в размере 5000 рублей. Судебные акты нижестоящих инстанций были изменены в части назначения наказания.