Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 02 июля 2024 года) жалобу должностного лица ФИО2 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N10 Республики Ингушетия от 08 декабря 2023 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N10 Республики Ингушетия от 08 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 марта 2024 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направивший дело на рассмотрение мировому судье, просит судебные акты отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
ФИО1 надлежащим образом уведомленный (80085197715414) в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении жалобы на указанный выше судебный акт, возражение на нее в установленный срок не представил.
В соответствии частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, в связи с чем подлежит проверке и решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 марта 2024 года.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее по тексту - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из материалов дела усматривается, что основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в 01 час 00 минут на "адрес" РСО-Алания ФИО1, управляя транспортным средством марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты" не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что на видеозаписи отсутствует подробное содержание хода и результатов проведенных в отношении ФИО1 процессуальных действий отстранения его от управления транспортным средством.
Кроме того, мировой судья сослался на то, что на видеозаписи усматривается, что ФИО1 выполняет все указания инспектора ДПС, ведет себя спокойно, по существу отвечает на поставленные вопросы. Внешний вид ФИО1 не вызывает каких-либо подозрений в опьянении.
Вместе с тем, мировой судьей указано на то, что ФИО1 представлен акт медицинского освидетельствования о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прошел медицинское освидетельствование в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "РПНиНД" по адресу: "адрес". По результатам проведенного медицинского освидетельствования состояние опьянения у ФИО1 не обнаружено.
На основании изложенного, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
При пересмотре дела судья районного суда руководствуясь положениями ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований для его отмены не усмотрел.
Вместе с тем, приведенные выше суждения мирового судьи судебного участка N10 Республики Ингушетия, которые легли в основу обжалуемого решения по делу об административном правонарушении и решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 марта 2024 года, являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.
В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
При этом, обязательное участие понятых или использование видеозаписи необходимо для исключения сомнения относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем процессуальном документе содержания и результатов проводимого процессуального действия.
Изложенная в абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" позиция указывает на то, что при привлечении к участию процессуальных действий понятых судья при необходимости может проверить их фактическое присутствие при совершении процессуальных действий, в том числе опросить таких лиц в качестве свидетелей. В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись должна прилагаться к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (статьи 25.7, 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При оценке видеозаписи на предмет ее достоверности и допустимости необходимо учитывать ее непрерывность, полноту (обеспечивающую в том числе визуальную идентификацию объектов и участников проводимых процессуальных действий, аудиофиксацию речи) и последовательность, а также соотносимость с местом и временем совершения административного правонарушения, отраженными в иных собранных по делу доказательствах (абзац 5 пункта 23 названного постановления).
Из содержащихся в материалах настоящего дела об административном правонарушении процессуальных протоколов усматривается, что при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 понятые отсутствовали, однако процедура применения мер принуждения фиксировалась с помощью видеозаписи, которая содержится в материалах дела об административном правонарушении (л.д. 15).
В целях проверки достоверности и правильности выводов мирового судьи в рамках настоящей жалобы должностного лица была исследована имеющаяся в деле видеозапись, из содержания которой усматривается, что вся необходимая процедура применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на ней полностью отражена.
Так, при несении службы должностным лицом ГИБДД было остановлено транспортное средство марки "Форд Фокус", государственный регистрационный знак В963ОВ06, под управлением водителя ФИО1, которому в связи с наличием достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, пройти которое он согласился (результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения показал 0, 000 мг/л) (л.д. 6)
При наличии достаточных оснований полагать, что водитель ФИО1 находится в состоянии опьянения, учитывая наличие у ФИО1 признака опьянения, инспектор ГИБДД, соблюдая порядок применения административных мер принуждения, в целях пресечения совершения административного правонарушения предъявил ФИО1 требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которое он не выполнил, вследствие чего в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, факт отказа ФИО1 от прохождения медицинского освидетельствования зафиксирован на видеозаписи. На вопрос должностного лица "Согласны ли вы пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в Республиканском наркологическом диспансере" ФИО1 четко и ясно отвечает "Не согласен".
Кроме того, факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, где в графе "Пройти медицинское освидетельствование" ФИО1 учинена запись "отказываюсь" заверенная его собственноручной подписью (л.д.4)
Ссылаясь на то, что ФИО1 выполняет все требования должностного лица, мировой судья не учтено, что ФИО1 законное требование должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования не выполнено.
Мировой судьи судебного участка N Республики Ингушетия указывая на то, что в отношении ФИО1 применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством без участия понятых и без видеозаписи, не учел, что признание протокола об отстранении от управления транспортным средством ненадлежащим доказательством и исключение его из числа доказательств не влияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также виновность ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Относительно позиции суда о том, что ФИО1 самостоятельно прошел медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в результате которого у него не было установлено состояние опьянения, следует отметить, что мировой судьей не принято во внимание, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в невыполнении водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а данное обстоятельство подтверждено совокупностью доказательств.
Приведенные выше суждения позволяют сделать вывод о том, что процессуальные требования законодательства об административном правонарушении о всестороннем, полном рассмотрении дела судьей городского суда не выполнены, положенные в основу состоявшихся судебных актов суждения достоверно не подтверждены и противоречат материалам дела.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного, допущенные мировой судья нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
Допущенные существенные нарушения норм действующего законодательства мировым судьей судебного участка N10 Республики Ингушетия не были устранены судьей районного суда.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права принятое по делу постановление мирового судьи судебного участка N10 Республики Ингушетия от 08 декабря 2023 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 марта 2024 года вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 4.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение недопустимо, вследствие чего производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу должностного лица ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N10 Республики Ингушетия от 08 декабря 2023 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 марта 2024 года вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции подпись Р.Х. Юлдашев
Справка: мировой судья Бычкова Л.Н.
судья районного суда Тамбиев Х.М...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия водителя, отказавшегося от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, являются основанием для привлечения к административной ответственности. Однако, в связи с допущенными процессуальными нарушениями и истечением срока давности, производство по делу было прекращено, а ранее вынесенные судебные акты отменены.