Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ходак Д.В., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу А.А.Т. А, Т.О. на вступившее в законную силу постановление судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 8 октября 2023 года, вынесенное в отношении А.А.Т. А, Т.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 8 октября 2023 года гражданин Республики Азербайджан А.А.Т.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебный акт не обжаловался, определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 31 января 2024 года отказано в удовлетворении ходатайства А.А.Т.О. о восстановлении срока обжалования постановления судьи районного суда.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, А.А.Т.О. выражает несогласие с вынесенным по делу постановлением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 08 октября 2023 года, указывая на его незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения А.А.Т.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ на "адрес" выявлен гражданин А.А.Т.О, который находился на территории Российской Федерации, тем самым нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства. Гражданин Республики Азербайджан заехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о виновности А.А.Т.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако судьей районного суда в ходе производства по делу не учтено следующее.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В нарушение приведенных требований судьей районного суда в ходе производства по делу оставлено без внимания, что событие вмененного А.А.Т.О. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Вместо описания события совершенного административного правонарушения должностным лицом в протоколе изложены обстоятельства выявления совершенного А.А.Т.О. правонарушения (что выявлен гражданин А.А.Т.О, который находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившимся в несоблюдении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства).
При этом должностным лицом не установлено, в чем именно выражалось совершенное А.А.Т.О. правонарушение, и оставлено без внимания, что за нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, предусмотрена ответственность по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем несоблюдение какой именно нормы закона (о миграционном учете или о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации) вменено А.А.Т.О, не указано, что вносит неясность в квалификацию вменяемого лицу деяния.
При этом в материалах дела имеется опросная карта старшего дознавателя ФКПП "Герзельский мост", в которой указано, что А.А.Т.О. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7).
Описанные нарушения, допущенные должностным лицом административного органа при описании события совершенного А.А.Т.О. правонарушения в протоколе об административном правонарушении, и противоречия относительно квалификации данного деяния по материалам дела, не были устранены в ходе производства по делу судьей районного суда, должностное лицо по изложенным событиям в качестве свидетеля не допрашивалось, обстоятельства совершенного правонарушения не установлены, нарушение какой нормы миграционного законодательства вменено А.А.Т.О, не выяснялось.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления по делу.
Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Судья районного суда, устанавливая обстоятельства совершенного А.А.Т.О. административного правонарушения, указал на то, что А.А.Т.О. с ДД.ММ.ГГГГ находился на территории Российской Федерации с нарушением сроков пребывания и незаконно проживал на территории Российской Федерации, чем нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, уклонившись от выезда по истечении срока временного пребывания.
При этом срок незаконного пребывания А.А.Т.О. на территории Российской Федерации установлен неверно, поскольку согласно сведениям миграционной карты ему установлен срок пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 оборот). Также не учтено, что за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации также установлена ответственность по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а признак "отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации", необходимый для квалификации деяния по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не указан, наличие либо отсутствие таких документов у А.А.Т. не выяснялось, норма закона, нарушение которого допущено А.А.Т, не приведена, также как и судьей не установлено, гражданином какой страны является А.А.Т.О.
Состоявшееся по настоящему делу постановление не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 8 октября 2023 года, вынесенное в отношении А.А.Т. А, Т.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Новолакский районный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении суду следует также обратить внимание на разное написание имени лица, в отношении которого ведется производство по делу - в протоколе об административном правонарушении указано А.А.Т. А, Т.О, в протоколе о доставлении, процессуальных документах и постановлении - А.А.Т. А.Т.О, тогда как в паспорте и сведениях УФМС - А.А.Т, без отчества. Данное разночтение в написании имени привлекаемого к ответственности лица следует устранить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу А.А.Т. А, Т.О. удовлетворить частично.
Постановление судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 8 октября 2023 года, вынесенное в отношении А.А.Т. А, Т.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Новолакский районный суд Республики Дагестан.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Д.В. Ходак
Справка:
судья городского суда Белитская В.В.
судья краевого суда Косолапова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении не были должным образом установлены обстоятельства, подтверждающие вину иностранного гражданина в нарушении режима пребывания в России. Протокол об административном правонарушении содержал недостатки, что повлияло на законность вынесенного решения. Дело направлено на новое рассмотрение для устранения выявленных нарушений.