Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Пилипенко Малели Игоревны на вступившее в законную силу постановление судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г., вынесенное в отношении Пилипенко Малели Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г. Пилипенко М.И, гражданка Кыргызской Республики, 23 мая 2003 года рождения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. Постановлено поместить Пилипенко М.И. вместе с несовершеннолетними детьми: ФИО7 08 августа 2022 года рождения, и ФИО8 02 января 2024 года рождения, в специализированное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 149/2.
Названное постановление в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пересматривалось.
В поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции жалобе, Пилипенко М.И. просит изменить постановление судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г, заменив принудительное выдворение за пределы Российской Федерации на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пилипенко М.И. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23 марта 2024 г. в 16 часов 00 минут в отделе по вопросам миграции ОМВД России "Георгиевский" по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 74, выявлен факт нарушения Пилипенко М.И, гражданкой Кыргызской Республики, срок пребывания которой на территории Российской Федерации истек 22 августа 2023 г, режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 23 марта 2024 г.; объяснениями Пилипенко М.И.; копией паспорта Пилипенко М.И.; сведениями из АС ЦБДУИГ ФМС России и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие вмененного Пилипенко М.И. деяния описано в протоколе об административном правонарушении в соответствии с диспозицией части 1.1 статьи 18.8 названного кодекса, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Протокол составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении данного процессуального документа Пилипенко М.И. изложенные в нем обстоятельства не оспаривала.
Как усматривается из материалов дела, с момента возбуждения дела об административном правонарушении Пилипенко М.И. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Признать, что право Пилипенко М.И. на защиту в ходе производства по делу было нарушено, оснований не имеется. Она принимала участие при рассмотрении судьей городского суда дела об административном правонарушении, пользовалась процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе давала объяснения, участвовала в исследовании доказательств.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно установить обстоятельства дела, на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения не допущено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают обоснованность выводов судьи городского суда о нарушении гражданкой Кыргызской Республики Пилипенко М.И. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Выводы о незаконном нахождении Пилипенко М.И. на территории Российской Федерации, уклонившейся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания и не имеющей документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации по состоянию на 23 марта 2024 г, основаны на правильном применении приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Таким образом, совершенное Пилипенко М.И. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Пилипенко М.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Порядок привлечения Пилипенко М.И. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено Пилипенко М.И. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи о действительной необходимости назначения Пилипенко М.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, с учетом того, что правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенного по делу постановления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации (часть 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина.
Между тем, определяя порядок выдворения Пилипенко М.И. за пределы Российской Федерации путем принудительного административного выдворения с помещением в специализированное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю не только самой Пилипенко М.И, но её малолетних детей, судья городского суда в постановлении не привела мотивов в обоснование действительной необходимости применения к ней такой меры ответственности и отсутствия оснований для определения ей контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
С учетом изложенного и, учитывая отсутствие в материалах дела данных, препятствующих административному выдворению Пилипенко М.И. за пределы Российской Федерации за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, наличие у неё двух малолетних детей, постановление судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г. следует изменить, указав вместо принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации на административное выдворение Пилипенко М.И. за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда, а также исключив из названного судебного акта указания на помещение Пилипенко М.И. вместе с несовершеннолетними детьми: ФИО9, 08 августа 2022 года рождения, и ФИО10 02 января 2024 года рождения, в специализированное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 149/2.
Внесение изменений в указанной части согласуется с положениями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Пилипенко Малели Игоревны удовлетворить.
Постановление судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г, вынесенное в отношении Пилипенко Малели Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указав вместо принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации на административное выдворение Пилипенко М.И. за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда, а также исключив из названного судебного акта указания на помещение Пилипенко М.И. вместе с несовершеннолетними детьми: Пилипенко Спартаком Руслановичем, 08 августа 2022 года рождения, и Пилипенко Тельманом Руслановичем, 02 января 2024 года рождения, в специализированное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 149/2.
В остальной части постановление судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 марта 2024 г. оставить без изменения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Курбанова Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил жалобу иностранного гражданина, изменив меру административного наказания с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации. Суд признал, что наличие малолетних детей и отсутствие оснований для применения жесткой меры ответственности требуют более гуманного подхода к ситуации.