Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Цурова О.Б.
на определение судьи Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 17.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21.03.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Цурова О.Б. к Межрегиональному управлению Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Цурова О.Б. и его представителя Хармурзиева М.Х, поддержавших доводы своей кассационной жалобы и возражавших против доводов кассационной жалобы административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 19.11.2013 признаны незаконными действия Межрегионального управления ФМС России, выразившиеся в отказе предоставления государственной поддержки Цурову О.Б, на управление (с местом дислокации в г. Владикавказе) возложена обязанность выплатить Цурову О.Б. денежные средства государственной поддержки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г." на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта домовладения общей площадью 390, 13 кв.м с учетом средней стоимости одного квадратного метра жилья на территории РСО-Алания, установленной на момент выплаты, путем единовременного перечисления средств на банковский счет Цурова О.Б.
Решение суда вступило в законную силу 20.12.2013. Во исполнение решения суда 04.03.2015 выдан исполнительный лист, должником в котором указан Межрегиональное управление ФМС России.
Исполнительный лист не был предъявлен в органы принудительного исполнения, поскольку административным ответчиком была подана апелляционная жалоба с одновременно заявленным ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано, данный отказ был обжалован в апелляционном порядке. 28.04.2016 апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия в удовлетворении частной жалобы МРУ ФМС России на определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения Карабулакского районного суда от 19. 11.2013.
Приказом Федеральной миграционной службы России от 23.05.2015 Межрегиональное управление ФМС России (ликвидировано с правом предъявления требований кредиторами до 17.08.2015, функции МРУ ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказ) переданы ФМС России.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" ФМС России упразднена, ее функции и полномочия были переданы МВД России.
Исполнительный лист с 27.02.2018 приобщен к материалам личного дела административного истца и находится в УВМ МВД России по Республике Ингушетия.
В связи с ликвидацией МРУ ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказ), а затем и ФМС России Цуров О.Б. обратился в суд с заявлением о замене выбывшей стороны - административного ответчика МРУ ФМС России на правопреемника МВД РФ по решению Карабулакского районного суда от 19.11.2013.
Определением Карабулакского районного суда РИ от 03.07.2019 произведена замена стороны правопреемником.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18.09.2019, оставленным без изменения кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020, определение суда первой инстанции от 03.07.2019 отменено, вынесено новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований Цурова О.Б. о замене стороны правопреемником.
30.06.2020 Цуров О.Б. обратился в Карабулакский районный суд Республики Ингушетия с заявлением о восстановлении срока предъявления исполнительного листа, который истек 20.12.2016, обосновывая его приведенными выше обстоятельствами, а также периодическим нахождением Цурова О.Б. на лечении в виду различных заболеваниях.
Определением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 28.12.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 07.12.2021, заявление удовлетворено, Цурову О.Б. восстановлен срок для предъявления исполнительного листа серии ФС N N, выданного 04.03.2015, для исполнения.
Указанные судебные акты кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2022 оставлены без изменения.
06.04.2023 возбуждено исполнительное производство N, в связи с длительным неисполнением судебного акта судебным приставом-исполнителем направлено обращение в МВД РФ. Согласно письму Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от 06.04.2023 исполнение требования исполнительного листа невозможно, предлагается рассмотреть вопрос о прекращении исполнительного производства, поскольку исполнение таких актов возлагается на федеральное казначейство.
09.10.2023 судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного производства, способа и порядка его исполнения.
Определением судьи Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 17.11.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21.03.2024, с МВД Российской Федерации в пользу Цурова О.Б. взысканы денежные средства в размере 24 005 553, 12 руб.
Суд принял решение выплатить Цурову О.Б. денежные средства с учетом количества квадратных метров подлежащего восстановлению жилья (390, 13 кв.м) на день вынесения постановления, с учетом произведенной выплаченных средств государственной поддержки в размере 582 000 руб..
При вынесении определения судьей принимались во внимание положения постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, а также показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденные для РСО-Алания на 4 квартал 2023 г. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 619/пр от 29.08.2023 в размере 63 024 руб.
Не согласившись с постановленными судебными актами, МВД Российской Федерации обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности указывает, что заявленные требования не подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, фактически обжалуемыми актами не изменен порядок исполнения решения, а произведен пересмотр судебного акта, при этом МВД Российской Федерации по настоящему делу не может выступать стороной, поскольку в соответствии со статьей 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение требований исполнительных документов такого характера подлежит Минфином России и Федеральным казначейством, которые к участию в деле привлечены не были, что влечет безусловную отмену судебного акта, кроме того, Цуровым О.Б. дефектная ведомость и сметная документация не представлены, тогда как в силу пункта 15 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, размер социальной выплаты государственной поддержки определяется из указанных документов.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16.05.2024.
Также 17.06.2024 от Цурова О.Б. в Пятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба на данные судебные акты, в которой им ставить вопрос об их отменен, как принятых с нарушением норм материального права, поскольку он не согласен с определенной судом суммой компенсации, полагает, что она должна составлять 37 474 011, 11 руб, с учетом стоимости квадратного метра на дату выплаты.
Для рассмотрения кассационных жалоб одновременно судебное разбирательство было назначено на 24.07.2024.
В судебное заседание пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, про правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационных жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Частью 1 статьи 358 КАС РФ и частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок исполнения судебного акта. Изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте.
По настоящему делу такие основания имелись, что также отражено в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021 N 26-КАД21-2-К5 по аналогичному делу.
Вступившее в законную силу в 2013 г. судебное решение, которым признано нарушенным право Цурова О.Б. на государственную поддержку и возложена на орган исполнительной власти обязанность выплатить ему предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 денежные средства за расположенное в РСО-Алания домовладение общей площадью 390, 13 кв.м, с учетом средней стоимости одного квадратного места жилья.
Поскольку резолютивная часть не содержала указание на сумму, подлежащую взысканию, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии препятствий для исполнения решения суда.
В соответствии с требованиями статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов, в которых должна быть указана сумма, подлежащая взысканию в валюте Российской Федерации, установив факт невозможности исполнения административным ответчиком судебного акта, возлагающего на него обязанность выплатить гражданину денежные средства, не содержащего конкретной денежной суммы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявлений об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Положением об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, установлен порядок оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г, в конкретных формах (для восстановления разрушенного жилья, включая обследование жилья и разработку проектной и сметной документации; строительства жилья, включая разработку проектной и сметной документации; приобретения готового жилья; временного жилищного обустройства вынужденных переселенцев, включая аренду жилых помещений; перевозки вынужденных переселенцев к месту постоянного проживания; восстановления и строительства объектов инфраструктуры в местах компактного расселения вынужденных переселенцев, включая разработку сметной и проектной документации (пункт 2) и не содержит норм, возлагающих обязанность на уполномоченные органы компенсации в полном объеме стоимости жилых помещений.
Согласно пункту 15 Положения в отношении лиц, лишившихся принадлежащих на праве собственности жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственная поддержка предоставлялась в форме социальной выплаты:
- на восстановление разрушенного индивидуального жилья, если такое лицо изъявило желание вернуться в места прежнего проживания, размер которой определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения (подпункт "а");
- на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка в размере, определяемом из расчета 33 квадратных метров на одинокого гражданина, 42 квадратных метров на семью из 2 человек, по 18 квадратных метров на 1 члена семьи из 3 и более человек, а также 10 квадратных метров, предоставляемых дополнительно при наличии члена семьи, имеющего право на дополнительную жилую площадь, но не менее общей площади утраченного жилья (подпункт "б").
Максимальный размер государственной поддержки определяется с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Северная Осетия-Алания или Республике Ингушетия, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета социальных выплат, предоставляемых за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан (абзац восьмой подпункта "г" пункта 15 Положения).
Приказом Минстроя Российской Федерации от 29.08.2023 N 619/пр утверждены показатели средне-рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья на 4 квартал 2023 года в РСО-Алания в размере 63 024 руб.
Вступившим в закону силу решением суда постановлено выплатить Цурову О.Б. за домовладение площадью 390, 13 кв.м, что на момент вынесения обжалуемого определения составило 24 005 553, 12 руб.
Вопреки доводам кассационной жалобы министерства был изменен порядок исполнения решения суда, но не принят новый судебный акт, а с учетом наличия вступившего в законную силу решения суда от 2013 г. отсутствие дефектной ведомости и сметы не влечет неисполнение указанного судебного акта.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требования исполнительных документов такого характера подлежат исполнению органами территориального казначейства, которые не были привлечены к участию в деле, вместе с тем их права и законные интересы обжалуемыми судебными актами не затрагиваются, судебный акт подлежит в дальнейшем исполнением с учетом установленного порядка их исполнения соответствующим органом. И то обстоятельство, что изменен порядок исполнения решения суда по итогам рассмотрения ходатайства судебного пристава, не может повлечь за собой отмену правильных по существу судебных актов.
Равно как и необоснованны доводы кассационной жалобы Цурова О.Б, поскольку судом определяется размер компенсации в денежном выражении на момент принятия судом решения об этом, но не на момент исполнения решения суда.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу, что по настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 17.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21.03.2024 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.