Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К. и Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07 марта 2024 г. по административному делу N 2а-3884/2023 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя Ставропольского края о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, возложении обязанности привести детскую игровую площадку в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Октябрьского района г..Ставрополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации Октябрьского района г..Ставрополя, администрации г..Ставрополя Ставропольского края, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района г..Ставрополя и администрации г..Ставрополя Ставропольского края в части неприведения в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Азовской, дом 64/1, в г..Ставрополе; обязать администрацию г..Ставрополя Ставропольского края и администрацию Октябрьского района г..Ставрополя в течение семи месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства путем приведения детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул.
Азовской, д. 64/1, в г..Ставрополе в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, Правилами благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26 июля 2023 г..N 200, а именно элементов оборудования: элемента "горка с куполом" путем осуществления лакокрасочного покрытия, элемента "песочница" путем осуществления лакокрасочного покрытия, монтажа крышки, замены песка, ремонта деревянного каркаса, элемента "шведская стенка, рукоход" путем осуществления лакокрасочного покрытия, элемента "лавочка" путем замены спинки и сиденья, элемента "качели двойные" путем осуществления лакокрасочного покрытия, элемента "балансир" путем замены сиденья, осуществления лакокрасочного покрытия, элемента "брусья" путем осуществления лакокрасочного покрытия, в том числе путем демонтажа оборудования в случае невозможности эксплуатации на детской игровой площадке, осуществить оснащение детской игровой площадки мягким покрытием, ограждением, информационной табличкой.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя Ставропольского края, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Ставропольского края, Халажов С.Х, Ставропольская городская Дума.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07 марта 2024 г, административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Октябрьского района г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя Ставропольского края о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, возложении обязанности привести детскую игровую площадку в соответствие с требованиями действующего законодательства удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации Октябрьского района г. Ставрополя и администрации г. Ставрополя Ставропольского края по приведению детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Азовской, д. 64/1, в г. Ставрополе и обустройству элементов оборудования детской игровой площадки в соответствие с требованиями федерального законодательства.
На администрацию Октябрьского района г..Ставрополя и администрацию г..Ставрополя Ставропольского края возложена обязанность в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Азовской, д. 64/1, в г..Ставрополе в соответствие с требованиями федерального законодательства: национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г..N 1148-ст, национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации.
Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г..N 182-ст, Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26 июля 2023 г..N 200, а именно: путем осуществления лакокрасочного покрытия элемента "горка с куполом"; путем осуществления лакокрасочного покрытия, монтажа крыши, ремонта деревянного каркаса, замены песка элемента "песочница"; путем осуществления лакокрасочного покрытия элемента "шведская стенка, рукоход"; путем замены спинки и сидения элемента "лавочка"; путем осуществления лакокрасочного покрытия элемента "качели двойные"; путем замены сидения, осуществления лакокрасочного покрытия элемента "балансир"; путем осуществления лакокрасочного покрытия элемента "брусья", в том числе, путем демонтажа оборудования в случае невозможности эксплуатации на детской игровой площадке; путем оснащения детской игровой площадки мягким покрытием, информационной табличкой, содержащей правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.
В удовлетворении требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в части возложения на администрацию Октябрьского района г. Ставрополя и администрацию г. Ставрополя Ставропольского края обязанности осуществить ограждение детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Азовской, д. 64/1, в г. Ставрополе отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 31 мая 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07 июня 2024 г, администрация г. Ставрополя Ставропольского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права. В частности, указывается на то, что вынесенными по делу актами нарушается конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году повлечет сокращение бюджетных ассигнований на других статьях расхода бюджета и неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования, администрация г. Ставрополя Ставропольского края не наделена полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных решением о бюджете города на соответствующий финансовый год и плановый период, утверждение и исполнение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, прокуратурой района при обращении в суд не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку представление в администрацию г. Ставрополя Ставропольского края не вносилось.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на административного ответчика возлагаются обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, в рамках проведенного прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя мониторинга состояния законности при организации детских игровых площадок, установлены нарушения требований федерального законодательства? в том числе? на детской игровой площадке, расположенной на внутридомовой территории по ул. Азовской, д. 64/1, в г. Ставрополе - указанная детская игровая площадка эксплуатируется с нарушением ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а также Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26 июля 2023 г. N 200, о чем был составлен акт. На указанной площадке не имеется мягкого покрытия, что не обеспечивает безопасность детей при падении. Земельный участок под площадкой является неразграниченной территорией общего пользования, сведения о лицах, установивших вышеуказанное оборудование и дате ввода его в эксплуатацию неизвестны, техническая документация на оборудование отсутствует, металлические конструкции оборудования не обеспечивают его устойчивость. Элемент "горка с куполом" требует лакокрасочного покрытия, элемент "песочница" требует лакокрасочного покрытия, монтажа крышки, замены песка, ремонта деревянного каркаса, элемент "шведская стенка, рукоход" требуют лакокрасочного покрытия, элемент "лавочка" требует замены спинки и сиденья, элемент "качели двойные" требует лакокрасочного покрытия, элемент "балансир" требует замены сиденья, лакокрасочного покрытия, элемент "брусья" требует лакокрасочного покрытия, отсутствует информационная таблица.
По результатам проведенных проверок прокуратурой района 26 августа 2022 г, 25 августа 2023 г. главе администрации Октябрьского района г. Ставрополя вносились представления об устранении нарушений закона в рассматриваемой сфере, однако, как следует из ответов на представления и рейдовые мероприятия прокуратуры района, допущенные нарушения не устранены, в том числе ввиду отсутствия финансирования.
Согласно ответу администрации Октябрьского района г. Ставрополя на представление от 25 августа 2023 г, изложенные в представлении обстоятельства имеют место быть. Вместе с тем, доводимых на данные цели лимитов недостаточно, бюджетные ассигнования на 2023 год по расходам на создание и ремонт элементов благоустройства на внутриквартальных территориях г. Ставрополя, в том числе обустройство спортивно-игровых комплексов не были доведены администрации района даже в размере финансирования предыдущих лет. Администрация района является территориальным органом администрации г. Ставрополя и исполняет строго возложенный объем полномочий на основании Положения об администрации района, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 15 мая 2015 г. N 890, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на их исполнение.
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, принимая во внимание, в том числе, положения Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26 июля 2023 г. N 200, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской краевой Думы от 11 мая 2016 г. N 847, Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 15 мая 2015 г. N 890, а также требования ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ 52169-2012, пришел к выводу, что неисполнение административными ответчиками обязанности по надлежащему содержанию детской площадки создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, что свидетельствует об их бездействии по привидению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Азовской, д. 64/1, в г. Ставрополе.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции, оставив по результатам рассмотрения апелляционных жалоб администрации г. Ставрополя Ставропольского края, комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя Ставропольского края решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 ноября 2023 г. без изменения.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судебных инстанций отсутствуют.
Так, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 17, 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строении, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктам 1.1, 3.3.11, 3.3.15 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 15 мая 2015 г. N 890, администрация района является территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию предусмотренных данным Положением об администрации района задач и функций, отнесенных законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами г. Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя, в областях: работы с населением, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности, осуществления молодежной политики, градостроительства и землепользования, торговли на территории Октябрьского района города Ставрополя.
Одними из основных задач администрации района является содержание внутриквартальных территорий Октябрьского района г. Ставрополя, осуществление мероприятий по соблюдению предприятиями, организациями, учреждениями, находящимися на территории района города, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории района города, всеми гражданами, проживающими или пребывающими на территории района города, Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы.
Решением Ставропольской городской Думы N 200 от 26 июля 2023 г. утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя (далее - Правила), статьями 17 и 18 предусмотрены требования к содержанию, оборудованию, благоустройству и безопасности детских площадок, которые по настоящему делу в отношении рассматриваемой детской площадки соблюдены не были, что органом местного самоуправления фактически не оспаривалось.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования, которым установлены общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов и которые по настоящему делу также соблюдены не были, что с достоверностью установлено судами.
На основании пунктов 3.5.3, 3.5.4, 4.4 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, на администрацию района, являющуюся территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию задач и функций, отнесенных к компетенции администрации г. Ставрополя в областях благоустройства, градостроительства и землепользования на территории Октябрьского района г. Ставрополя, возложены полномочия по организации работ по выявлению самовольно возведенных некапитальных сооружений, объектов малых архитектурных форм, обращению в суд с исками о сносе таких объектов, организации работ по демонтажу, перемещению, транспортированию, хранению, возврату владельцам демонтированных, перемещенных самовольных (незаконных) некапитальных нестационарных сооружений, установленных (размещенных) на подведомственной территории г. Ставрополя, а также по внесению предложений, касающихся бюджетной политики в части потребности в средствах по статьям бюджета г. Ставрополя, направленным на финансовое обеспечение деятельности администрации района, и вопросов, отнесенных к компетенции администрации района.
При этом аналогичные обязанности имеются и у администрации г. Ставрополя Ставропольского края.
Кроме того, согласно статье 48 и пункту 29 части 2 статьи 49, статье 53 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11 мая 2016 г. N 847, администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя, к полномочиям которого относится составление проекта бюджета г. Ставрополя, исполнение бюджета г. Ставрополя, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета г. Ставрополя. Администрация Октябрьского района г. Ставрополя является территориальным органом администрации города Ставрополя, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего района г. Ставрополя.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции, установив наличие выявленных прокурором нарушений не соответствующих установленным стандартам, наличие которых также не отрицалось административными ответчиками, обоснованно установилналичие бездействия со стороны административных ответчиков исходя из их статуса и возложенных на них полномочий, удовлетворил требование прокурора, признал проявленное бездействие незаконным и возложил исполнение соответствующих обязанностей, что предусмотрено частью 9 статьи 227 Кодекса, поскольку выявленные недостатки создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, использующих детскую площадку.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что обжалуемыми судебными актами допущено вмешательство в самостоятельность осуществления деятельности администрации г. Ставрополя Ставропольского края и администрации Октябрьского района г. Ставрополя не основаны на законе, поскольку в силу части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные бюджетным законодательством и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
При этом, возложенные судом обязанности соответствуют компетенции и полномочиям административных ответчиков, являются исполнимыми, в том числе по установленным срокам, направлены на восстановление прав и законных интересов широкого круга лиц. Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает административных ответчиков, уполномоченных на разрешение вопросов местного значения, от исполнения требований приведенного выше законодательства.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора не может быть признан состоятельным, поскольку такой порядок в силу положений части 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательным, если он установлен федеральным законом. При разрешении данной категории спора досудебный порядок урегулирования федеральным законом не предусмотрен.
Судебная коллегия пришла к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебных актов судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.