Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата г. Ставрополя Ставропольского края
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.01.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Холоденко А.А. к призывной комиссии военного комиссариата г. Ставрополя Ставропольского края, военному комиссариату г. Ставрополя Ставропольского края о признании незаконным решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Холоденко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии военного комиссариата г.Ставрополя Ставропольского края, военному комиссариату г.Ставрополя Ставропольского края, в котором просил признать незаконными действия призывной комиссии г. Ставрополя Ставропольского края в части зачисления в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 21.04.2023 в отношении Холоденко А.А. проведена призывная комиссия, по результатам которой вынесено заключение N 2, в соответствии с которым он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). 07.06.2023 ему выдана справка АК N взамен военного билета. С данными действиями военного комиссариата г. Ставрополя Ставропольского края и призывной комиссии г. Ставрополя административный истец не согласен, так как, тем самым нарушаются его трудовые права, в связи с тем, что указанная справка свидетельствует о преднамеренном уклонении от прохождения военной службы, что препятствует трудоустройству в некоторые государственные органы и организации.
Холоденко А.А. был поставлен на воинский учет при первоначальной постановке граждан в 2009 году, с 01.09.2009 по 05.07.2013 обучался в НОУ ВПО "Северо-Кавказский социальный институт" г. Ставрополя в колледже, с 01.09.2013 по 08.07.2016 обучался в АНО высшего образования СКСИ, присвоена квалификация бакалавр по направлению подготовки юриспруденция, с 21.10.2016 по 19.02.2019 обучался в АНО высшего образования СКСИ, присвоена квалификация магистра по направлению подготовки юриспруденция. На вышеуказанные периоды решением призывной комиссии ему предоставлялась отсрочка в соответствии со ст.24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также по состоянию здоровья (диагноз: последствия раннего органического поражения ЦНС, ВСД по смешанному типу, церебрастенический синдром, остеохондроз шейного отдела) ему предоставлялись отсрочки от призыва, согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, 13.11.2018 ему была предоставлена отсрочка на 6 месяцев по состоянию здоровья и согласно ст. 28 определена категория годности "Г" по состоянию здоровья.
Просил суд отменить решение призывной комиссии г. Ставрополя Ставропольского края от 27.04.2023, протокол N 2; признать незаконным выдачу справки АК N взамен военного билета, как не прошедшему военную службу по призыву и отказ в выдаче военного билета; обязать отдел военного комиссариата Ставропольского края по г.Ставрополю выдать военный билет.
Решением Ленинского районного суда Ставропольского края от 23.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.01.2024, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии г. Ставрополя от 27.04.2023 (Протокол N2) о признании Холоденко А.А. не прошедшим военную службу, не имея законных оснований; признана незаконной выдача справки Холоденко А.А. АК N взамен военного билета, возложена обязанность на Военный комиссариат г. Ставрополя Ставропольского края выдать Холоденко А.А. военный билет.
Не согласившись с постановленными судебными актами Военный комиссариат г. Ставрополя Ставропольского края обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о неверном применении судами норм материального права, привел доводы о том, что судами не дана оценка представленным доказательствам, военный комиссариат не вправе исполнить решение суда, поскольку выдача военно-учетных документов гражданам не прошедшим до 27 лет военную службу по призыву производится только на основании заключения призывной комиссии. Просит принятые судами первой и апелляционной инстанциями судебные акты отменить, принять новое решение.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.06.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствии. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, удовлетворив ходатайство, рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Холоденко А.А. был поставлен на воинский учет при первоначальной постановке граждан 04.02.2009 и с указанного времени с воинского учета не снимался.
С 01.09.2009 по 05.07.2013 Холоденко А.А. обучался в НОУ ВПО "Северо- Кавказский социальный институт" г. Ставрополя в колледже, с 01.09.2013 по 08.07.2016 обучался в АНО высшего образования СКСИ, присвоена квалификация бакалавр по направлению подготовки юриспруденция, с 21.10.2016 по 19.02.2019 обучался в АНО высшего образования СКСИ, присвоена квалификация магистра по направлению подготовки юриспруденция, что подтверждается копиями дипломов.
29.12.2009 Холоденко А.А. был осужден за совершение преступления к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 1 месяц, которое отбывал до 05.03.2011, в связи с чем к призывным мероприятиям не привлекался. Судимость Холоденко А.А. погашена 05.03.2014, после чего последний неоднократно привлекался к призывным мероприятиям.
Решением призывной комиссии г. Ставрополя от 10.12.2015 Холоденко А.А. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобожден от призыва на военную службу, решением призывной комиссии Ставропольского края от 21.12.2015 данное решение отменено, Холоденко А.А. признан временно не годным к военной службе сроком на 3 месяца до 01.04.2016.
27.06.2016, 12.10.2017 и 19.04.2018 решения призывной комиссии "призвать" отменены ввиду отсутствия задания на призыв.
13.11.2018 решением призывной комиссии г. Ставрополя принято решение о предоставлении Холоденко А.А. отсрочки от военной службы до 01.04.2019 на основании подпункта "а" пункта 1 статья 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В период осенней призывной кампании 2016, а также весенних призывных кампаний 2017 и 2019 гг. Холоденко А.А. к мероприятиям призыва не привлекался.
21.04.2023 в отношении Холоденко А.А. проведена призывная комиссия, по результатам которой вынесено заключение N 2, в соответствии с которым он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с пп. 1, 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". 07.06.2023 ему выдана справка АК N N взамен военного билета.
Согласно акту от 26.01.2023 личное дело Холоденко А.А, зачисленного в запас в связи с достижением 27 летнего возраста весной 2019 года уничтожено путем сжигания, как не представляющее практической надобности в соответствии с приказом МО РФ N 33 от 26.07.1997.
По обращению Холоденко А.А. о нарушении его прав и законных интересов должностными лицами военного комиссариата г. Ставрополя, военной прокуратурой Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В ходе проверки Холоденко А.А. пояснил, что постоянно проживал по адресу, указанному в учетных документах, от мероприятий призыва не уклонялся, регулярно являлся по повесткам для проведения призывных мероприятий, однако осенью 2016 г, а также весной 2017 г. и весной 2019 г. повесток из военного комиссариата не получал, в связи с чем мероприятий, связанных с призывом в указанные периоды времени не проводил, на призывную комиссию не вызывался.
В документах воинского учета, имеющихся в военном комиссариате г. Ставрополя, каких-либо документальных сведений об уведомлении Холоденко А.А. о необходимости явки в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий в осеннюю компанию 2017 и 2019 г.г. не содержится. Не имеется в военкомате города и достоверных сведений о действиях должностных лиц, направленных на привлечение Холоденко А.А. к указанным мероприятиям, либо о привлечении его к установленной законом ответственности, что следует из представления об устранении нарушений закона, выданного заместителем военного прокурора Ставропольского гарнизона военному комиссару Ставропольского края.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В период возникновения спорных правоотношений указанным федеральным законом было предусмотрено следующее.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
На основании части 3 статьи 23 упомянутого Закона не подлежат призыву на военную службу, в частности, граждане отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также имеющие не снятую и непогашенную в установленном порядке судимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Действия должностных лиц военных комиссариатов по призыву граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата, повестки призывнику вручаются под расписку работниками военного комиссариата, в них указываются правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 2, 3, 6, 7, 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
В соответствии с пунктом 18 упомянутого Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности(пункт 12 Положения).
Исходя из приведенных правовых норм и фактически обстоятельств дела, суды пришли к выводу, что доказательства проведения военным комиссариатом каких-либо действий по призыву административного истца на военную службу в установленном порядке на протяжении нескольких лет до достижения призывником 27-летнего возраста материалы дела не содержат. Материалы дела также не содержат также сведений, что административный истец привлекался к административной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, либо в его отношении направлялись материалы в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленное послужило основанием для принятия судом первой инстанции решения об удовлетворении заявленных требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судов, вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют, поскольку из представленных административным ответчиком уклонение административного истца от прохождения военной службы не усматривается, в связи с чем основания принимать оспариваемое решение отсутствовали.
Не может быть принята во внимание и позиция административного ответчика в кассационной жалобе о неисполнимости судебного решения, поскольку отсутствует заключение призывной комиссии о выдаче Холоденко А.А. военного билета, так как судебными актами признано незаконным и отменено решение призывной комиссии г. Ставрополя от 27.04.2023 (Протокол N 2) о признании не прошедшим военную службу, не имея законных оснований; признана незаконной выдача справки Холоденко А.А. АК N взамен военного билета, препятствий для принятия призывной комиссией соответствующего заключения не имеется.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата г. Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.