Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Лепшокова А.К. Лепшоковой Л.К.
на определение Предгорного районного суда Ставропольского края от 06.02.2024 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Лепшокова А.К. к прокурору Ставропольского края, прокурору Предгорного района Ставропольского края о признании протеста незаконным, возложении обязанностей.
Заинтересованное лицо Администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителей административного истца Дьяченко С.П. и Лепшоковой Л.К, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лепшоков А.К. обратился в суд с административным иском к прокурору Предгорного района Ставропольского края о признании протеста исполняющего обязанности прокурора Предгорного района Ставропольского края Рубежного С.А. от 24.08.2023 на постановление администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N" незаконным и возложении обязанности устранить нарушения путем оставления в силе постановления администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N
Заявленные требования мотивированны тем, что земельный участок с кадастровым номером N:8, площадью 800 кв.м, с видом разрешенного использования для строительства жилого дома, принадлежит ему на праве собственности с 2017 г. В связи с тем, что размеры и конфигурация земельного участка не позволяли построить ему жилой дом с соблюдением установленных Правил землепользования и застройки, он обратился в администрацию Предгорного района Ставропольского края с заявлением на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Постановлением администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N ему разрешено отклонение с установлением минимального отступа 1 м и 2 м от границ прилегающих к его земельному участку иных земельных участков. На указанное постановление принесен протест прокурора с требованием о его отмене, что нарушает его права и законные интересы на строительство, кроме того, данное постановление было вынесено с соблюдением требований действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства административный истец заявил об уточнении административных исковых требований, дополнительно оспорил постановление главы Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 08.09.2023 N 58, которым отменено по итогам рассмотрения протеста постановление от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N
Указанные уточнения судом не приняты к рассмотрению, поскольку ими изменен предмет и основания административного иска, которые он вправе предъявить в порядке самостоятельного административного иска.
Определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 06.02.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2024, производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Суды пришли к выводу, что сам по себе протест прокурора не влечет правовые последствия для Лепшокова А.К, поскольку не является основанием для отмены постановления главы администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 08.09.2023 N 58, которым отменено постановление главы администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N". Решение этого вопроса находится в исключительной компетенции органа, должностного лица, рассматривающего протест, отказ в удовлетворении протеста не исключается, правовые последствия для Лепшокова А.К. влечет исключительно решение должностного лица главы администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, принятый по итогам рассмотрения протеста, который может быть оспорен в судебном порядке.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции, не принявшего к рассмотрению заявленные уточнения к первоначальными требованиям.
Не согласившись с определениями судебных инстанций о прекращении производства по делу, административный истец в лице представителя обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, полагает выводы судов необоснованными, просит направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных указанных требований по существу.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.06.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрено прекращение судом производства по делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
По настоящему делу административный истец обратился в суд в порядке главы 22 КАС РФ с административным иском об оспаривании протеста прокурора, внесенного в адрес администрации муниципального образования об отмене постановления, которым разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка административного истца.
Протест внесен 24.08.2023, по итогам его рассмотрения администрацией Предгорного муниципального округа постановлением от 08.09.2023 N 58 постановление администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 09.08.2023 N 52 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером N" отменено.
Суды со ссылкой, в том числе на разъяснения, содержащиеся в пунктах 3, 6 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пришли к выводу, что в данном случае протест прокурора адресован главе Предгорного муниципального округа, который обязан рассмотреть протест и сообщить о результатах рассмотрения прокурору, на Лепшокова А.К. оспариваемым протестом какие-либо обязанности не возложены, он не является стороной публичного правоотношения между прокурором и должностным лицом муниципального органа местного самоуправления по поводу рассмотрения протеста; последним не затронуты права, свободы и законные интересы Лепшокова А.К, что исключает возможность оспаривания им протеста прокурора по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем такие выводы являются необоснованными, поскольку протест напрямую затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку именно на его основании и по итогам его рассмотрения отменено постановление опротестованное прокурором. В связи с этим выводы судов, что сам по себе протест прокурора правовые последствия непосредственно для административного истца не влечет, не является безусловным основанием для отмены постановления о разрешении об отклонении от разрешенных параметров строительства, - являются ошибочными.
Доводы судебных инстанций, что за административным истцом сохраняется право на обжалование постановления администрации по сути ограничивают права административного истца на судебную защиту, гарантированную Конституцией Российской Федерации, поскольку он для защиты своих прав использовал такой способ защиты и его требования подлежат рассмотрению по существу, в том числе с учетом того, что не были приняты уточнения к административному иску в виду изменения ими предмета спора и истекли сроки обжалования постановления администрации, установленные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Такие принципы судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были, приведенные допущенные процессуальные нарушения и нарушения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, при рассмотрении такой категории дел являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов. В связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Предгорного районного суда Ставропольского края от 06.02.2024 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2024 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Предгорный районный суд Ставропольского края.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.