Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Ходака Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2024 г.
по административному делу по административному иску Салищева В.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Салищева В.В. и его представителя Смулько С.И, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салищев В.В. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 21 августа 2023 г. N и возложении обязанностей повторно рассмотреть заявление и предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок для некапитального гаража.
В обоснование требований указано, что Салищев В.В. является инвалидом II-ой группы, имеет на праве собственности транспортное средство - автомобиль легковой, марки LADA GRANTA, 2017 года выпуска. 31 июля 2023 г..он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о согласовании аренды земельного участка без проведения торгов под гаражом, расположенным в непосредственной близости от места его проживания по адресу: "адрес", возле "адрес". В письме от 21 августа 2023 г..N заявителю отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по причине того, что в заявлении не указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, а также в связи с тем, что в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2015 г..земельные участки под металлическими гаражами в аренду не предоставляются, не представлены документы, подтверждающие право заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду, в соответствии с положениями Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г..N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", а именно: наличие статуса участника Великой Отечественной войны либо то, что он является родителем ребенка-инвалида, проживающим вместе с ним. Кроме того, 1 августа 2023 г..Салищев В.В. посредством подачи заявления через офис Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г..Ставрополе обратился с заявлением о предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на что в ответе от 21 августа 2023 г..Nс в предоставлении соответствующей муниципальной услуги отказано по основаниям, аналогичным приведенным в ранее указанном решении от 21 августа 2023 г..N, а также указано о предоставлении в аренд указанного земельного участка иному лицу.
Ответ аналогичного содержания от 7 июля 2023 г..был дан также при обращении Салищева В.В. с заявлением от 26 июня 2023 г..о предварительном согласовании представления в аренду земельного участка под гаражом по адресу: "адрес", район "адрес". Заявитель полагал отказ незаконным, поскольку гараж был размещен им на основании градостроительного заключения на установку металлического гаража, согласованного комитетом по строительству Администрации города Ставрополя 20 января 2005 г..и главным архитектором города Ставрополя 24 января 2005 г..с утверждением схемы размещения земельного участка площадью 24 кв.м, а в силу Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г..N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" за ним сохраняется право на аренду земельного участка под ним. При этом Салищев В.В. ходатайствовал о восстановлении срока обращения в суд с административным иском с указанием уважительных причин в связи с прохождением ежегодного лечения, в том числе стационарно с 3 августа по 22 августа 2023 г, последующим лечением амбулаторно.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 января 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2024 г, срок для обращения в суд с административным иском Салищеву В.В. восстановлен, решение от 21 августа 2023 г. N признано незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Салищева В.В. от 31 июля 2023 г, а также частично взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оплате услуг кадастрового инженера в размере 5 000 рублей, в остальной части судебных расходов и компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной 17 июня 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 июня 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражении на кассационную жалобу Салищев В.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Салищев В.В. является инвалидом II-ой группы, что подтверждается справкой ФКУ ГБ МСЭ по СК Минтруда России "Бюро медико-социальной экспертизы N 2" от 1 июня 2023 г.
Административному истцу на праве собственности принадлежит транспортное средство - автомобиль легковой, марки LADA GRANTA, государственный регистрационный знак N года выпуска, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства от 22 декабря 2017 г.
21 июня 2023 г. Салищев В.В. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о предварительном согласовании аренды земельного участка под гаражом по адресу: "адрес", район "адрес", возведенным в 2005 г. на основании письменного обращения начальника штаба Северо-Кавказского регионального управления ФСБ России в адрес главы г Ставрополя с получением необходимого согласования комитетом по строительству Администрации города Ставрополя и главным архитектором города Ставрополя. В ответе от 7 июля 2023 г. Салищеву В.В. было указано о том, что ранее земельный участок с кадастровым номером N площадью 24 кв.м был предоставлен в аренду иному лицу, на земельном участке расположен металлический гараж, а также на то, что с 1 марта 2015 г. земельные участки под металлическими гаражами в аренду не предоставляются за исключением категории граждан, установленных Законом Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (участникам Великой Отечественной войны, одному из родителей, имеющих ребенка-инвалида).
31 июля 2023 г. Салищев В.В. вновь обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о согласовании аренды земельного участка без проведения торгов под гаражом, расположенным по адресу: "адрес", район "адрес", указав на ранее направленное заявление о предварительном согласовании аренды земельного участка и на несогласие с полученным ответом, поскольку он является ветераном боевых действий, инвалидом II группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, с приложением подтверждающих документов, а также копии проекта границ земельного участка.
В письме от 21 августа 2023 г. N заявителю отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по причине того, что в заявлении не указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, а также ввиду того, что в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2015 г. земельные участки под металлическими гаражами в аренду не предоставляются; кроме того, не представлены документы, подтверждающие право заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду в соответствии с положениями Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", а именно: наличие статуса участника Великой Отечественной войны либо то, что он является родителем ребенка-инвалида, проживающим вместе с ним.
1 августа 2023 г. Салищев В.В. также посредством подачи заявления через офис Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе обратился с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В ответе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 21 августа 2023 г. Nс в предоставлении муниципальной услуги отказано по основаниям, аналогичным приведенным в вышеуказанном оспариваемом решении от 21 августа 2023 г. N.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N площадью 24 кв.м по адресу: "адрес", рядом с домом 68/3, с видом разрешенного использования - для установки металлического гаража без права капитального строительства предоставлен иному лицу по договору аренды земельного участка от 10 июля 2019 г. сроком по 9 июля 2022 г. Указанный земельный участок является иным участком, в отношении данного земельного участка требования административного истца не заявлены.
Согласно имеющемуся в материалах дела градостроительному заключению от 24 января 2005 г. N 1753, утвержденному главным архитектором г. Ставрополя, управление архитектуры г. Ставрополя сочло возможным предоставление испрашиваемого Салищевым В.В. земельного участка площадью 24 кв.м под установку временного металлического гаража при условии получения согласований с заинтересованными службами города; некапитальный металлический гараж на испрашиваемом им в аренду земельном участке находится в фактическом пользовании административного истца с 2005 года.
Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-3 "Зона объектов улично-дорожной сети" и не относится к участку какого-либо многоквартирного дома, что подтверждается заключением кадастрового инженера и соответствующей схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что инвалиды имеют внеочередное право на приобретение земельных участков для строительства гаражей вблизи их места жительства; оспариваемое решение принято без учета приоритетов государства в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; административный истец не может быть лишен права на дальнейшее использование испрашиваемого земельного участка под металлическим гаражом на правах аренды, который ранее ему предоставлялся для размещения металлического гаража в целях хранения транспортного средства с 2005 г, необходимого ему для передвижения; административным ответчиком не дана оценка тому обстоятельству, что испрашиваемый земельный участок расположен в квартале N в территориальной зоне ИТ-3 "Зона объектов улично-дорожной сети", не относится к участку какого-либо многоквартирного дома, что подтверждается заключением кадастрового инженера Демченко О.В. и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного в вязи с уважительными причинами срока и удовлетворения административного иска о признании решения незаконным с возложением на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Салищева В.В.
Определяя размер возмещения понесенных административным истцом расходов по оплате услуг представителя, суд первой инстанции исходил из подтверждения факта несения Салищевым В.В. судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего административного дела, принял во внимание категорию спора, продолжительность рассмотрения дела судом, объем проделанной представителем работы (составление и подача административного искового заявления, представление интересов административного истца в двух судебных заседаниях - 21 декабря 2023 г. и 29 января 2024 г, действия, связанные со сбором письменных доказательств) и пришел к выводу о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца в части взыскания судебных расходов по оплате услуг кадастрового инженера в размере 5 000 рублей, суд первой инстанции исходил из подтвержденного факта несения расходов в указанном размере, о чем свидетельствует договор подряда от 18 января 2024 г. N 47-26941-ЗФ, заключенный между представителем административного истца и ГБУ СК "Ставкрайимущество", предметом которого является проведение полевых работ, составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также акт выполненных работ по вышеуказанному договору подряда, согласно которому общая стоимость выполненных работ составила 5 000 рублей, признав их необходимыми для обращения в суд. При этом суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, так как оспариваемым отказом затронуты имущественные права заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения
Судебная коллегия не находит установленных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В силу абзаца 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
По правилам пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определённом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
В силу части 2 статьи 21 Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" участники Великой Отечественной войны, один из родителей, имеющий ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним, имеют право на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, вблизи их места жительства. Вместе с тем, до 9 ноября 2021 г. указанная норма действовала в редакции, предоставляющей право на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для установления временных металлических гаражей вблизи места жительства инвалидам боевых действий.
Статьей 21.1 названного Закона Ставропольского края предусмотрено, что инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельного кодекса Российской Федерации, на предоставление земельных участков для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов.
Указанные положения федерального и регионального законодательства судами первой и апелляционной инстанции при разрешении спора не нарушены, применены к спорным правоотношениям верно с учетом установленных обстоятельств, подтвержденных документально, о том, что Салищев В.В. является инвалидом II-ой группы, ограничен в передвижении, инвалидность установлена в связи с заболеванием в период прохождения военной службы, зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: "адрес", имеет транспортное средство, используемое для личного передвижения, которое включено во ФГИС федеральный реестр инвалидов.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что административный истец с учетом положений статьи 21.1 Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" не может быть лишен права на дальнейшее использование испрашиваемого земельного участка под металлический гараж на правах аренды, который ранее ему предоставлялся для размещения металлического гаража в целях хранения транспортного средства, необходимого ему для передвижения, согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что Законом Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в статье 15 предусмотрен специальный круг лиц, которым предоставлено право на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведении торгов для возведения временных металлических гаражей вблизи места жительства, к которым административный истец не относится, подлежат отклонению, поскольку судами приняты во внимание как размещение гаража административного истца по согласованию с органами местного самоуправления с 2005 г, так и возможность применения в данном случае прав, предоставленных инвалидам статьей 21.1 Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Кроме того, фактические правоотношения по пользованию земельным участком с размещенным на нем металлическим гаражом, наличие которого подтверждено актом обследования, сложились ввиду решений органа местного самоуправления, согласовавшего представление Салищеву В.В. такого земельного участка уполномоченными органами архитектуры и комитета по строительству, в 2005 г. путем выдачи градостроительного заключения на размещение металлического гаража со схемой земельного участка, также согласованной комитетом по управлению муниципальным имуществом 26 августа 2005 г. и МУП "Земельная палата" 29 августа 2005 г, а также ранее с Управлением главного архитектора г. Ставрополя от 16 ноября 1999 г. N 2887, советом микрорайона N 31.
Доводы жалобы о том, что земельный участок, в отношении которого Салищевым В.В. подано заявление, не может быть предметом земельных правоотношений ввиду отсутствия его государственного кадастрового учета, не влекут отмены обжалуемых судебных актов, поскольку первоначальное обращение Салищева В.В. от 21 июня 2023 г. было подано о предварительном согласовании аренды земельного участка под своим металлическим гаражом, в дополнение к которому ввиду получения ответа от 7 июля 2023 г, в котором административным ответчиком указан иной арендованный другим лицом земельный участок с кадастровым номером N, что привело к заблуждению, административным истцом поданы заявление от 31 июля 2023 г. о согласовании аренды земельного участка без проведения торгов и от 1 августа 2023 г. о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. При этом в резолютивной части решения суда на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Салищева В.В. повторно, что предполагает соблюдение установленного порядка предоставления земельного участка, в том числе, его формирования.
При таком положении судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы жалобы сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству административного ответчика определением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Д.В. Ходак
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.