Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1438/2005(9644-А81-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Мангазея" (далее ОАО "НК "Мангазея") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции МНС России N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Инспекция или налоговый орган) о признании недействительным требования об уплате налога.
В качестве оснований заявитель ссылался на нарушение налоговым органом требований статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.09.2004 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на их обоснованность и правомерность.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на то, что форма требования утверждена Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, а нарушение статьи 70 Кодекса не является безусловным основанием к признанию требования недействительным.
В отзыве на жалобу ОАО "НК "Мангазея" и его представитель в судебном заседании просит судебные акты оставить без изменения, поскольку считает их законными и обоснованными.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя акционерного общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Материалами дела установлено, что Инспекцией в адрес ОАО "НК "Мангазея" выставлено требование N 88 об уплате по состоянию на 27.04.2004 налогов и сборов на общую сумму 1 869 168 руб., а также пеней на сумму 4 384 908 руб.
Признавая указанное требование недействительным суд обеих инстанций исходил из факта нарушения налоговым органом требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признавая указанное требование недействительным, суд исходил из того, что налоговым органом не соблюдены требования пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Судом установлено, что в нарушение указанной нормы оспариваемое требование не содержит сведений о сумме задолженности, на которую начислена пеня, основания взимания налогов и пени; в требовании не указано, за какой период образовалась пеня.
В данном случае нарушение требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя признать формальными, поскольку, как установлено судом, в оспариваемое требование включена задолженность прошлых лет, по некоторым налогам указано несколько сроков уплаты в течение месяца без ссылок на законодательство.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, в силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на соответствующий орган.
Судом отмечено, что в судебном заседании представитель налогового органа не смог представить суду соответствующих доказательств в обоснование взыскания спорных сумм.
Поскольку налоговым органом нарушены положения пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого требования недействительным, кассационная инстанция не принимает во внимание как основание к отмене судебных актов довод налогового органа о том, что несоблюдение положений статьи 70 Кодекса не влечет признания требования недействительным.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
В связи с реорганизацией ответчика и ходатайством о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция производит замену Межрайонной инспекции МНС России N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2219/3056А-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суа Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1438/2005(9644-А81-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании