Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 декабря 2006 г. N Ф04-8009/2006(28932-А45-7)
(извлечение)
предприниматель Н. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Новосибирской области, г. Искитим, (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 17.10.2006 N 43 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 21.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области заявление удовлетворено.
Постановлением от 28.08.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Новосибирской области, г. Искитим, просит отменить полностью решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и отказать предпринимателю Н. в удовлетворении требований.
Инспекция указывает на несостоятельность вывода арбитражного суда о том, что законодательством о налогах и сборах не предусматривается обязанность налогоплательщика по перерегистрации объектов налогообложения по месту их установки, ранее зарегистрированных в установленном порядке по месту регистрации налогоплательщика.
По мнению инспекции, с момента введения с 01.01.2005 новой редакции пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом N 60-ФЗ от 30.06.2004, ранее проведенная регистрация объектов налогообложения - игровых автоматов по месту регистрации налогоплательщика утрачивает силу, и для осуществления законной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса необходима регистрация указанных объектов по месту их установки. Поскольку указанная перерегистрация была произведена предпринимателем Н. с нарушением установленного срока, его привлечение к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Также указывает на обоснованность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением им срока предоставления налоговой декларации за январь 2005 года по налогу на игорный бизнес в инспекцию по месту установки игровых автоматов.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Н. по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на игорный бизнес за период с 01.01.2005 по 28.02.2005, по окончании которой составлен акт от 22.12.2005 N 45.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 17.01.2006 N 43 о привлечении предпринимателя Н. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 427 500 руб. за нарушение срока регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки объектов налогообложения и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 114 000 руб. за непредставление налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2005 года в налоговый орган по месту регистрации объекта налогообложения в течение более 180 дней по истечении установленного срока для представления такой декларации.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о нарушении предпринимателем срока регистрации объекта налогообложения в количестве 19 единиц и срока постановки на налоговый учет в налоговом органе по месту установки игровых автоматов, а также непредставление налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2005 года по месту установки и регистрации объектов налогообложения.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, предприниматель Н. обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций сделали выводы о том, что пунктами 1, 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2005) не предусмотрена обязанность налогоплательщика по перерегистрации объектов налогообложения, ранее зарегистрированных по месту регистрации налогоплательщика, а также об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации за январь 2005 года, поскольку данная была представлена по месту регистрации налогоплательщика.
Кассационная инстанция поддерживает данные выводы арбитражного суда, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
С 01.01.2004 Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005, налогоплательщик обязан был поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Согласно пункту 4 указанной статьи, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации указывалось, что при нарушении налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Исследовав материалов дела, судом установлено, что предприниматель выполнил требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 366 Кодекса, о регистрации объектов налогом на игорный бизнес, в редакции закона, действовавшей на момент установки и регистрации данных объектов, что подтверждается свидетельствами "О регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" от 04.11.2004 N 45, от 06.12.2004 N 55, от 22.06.2004 N 7, согласно которым 19 игровых автоматов поставлены на учет по месту регистрации налогоплательщика, а именно в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Бердску Новосибирской области.
Федеральным законом от 30.06.2004 N 60-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2005, внесены изменения в пункт 2 статьи 366 Кодекса, согласно которым каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Правовой анализ указанных изменений позволяет сделать вывод, что внесенные изменения распространяются на вновь устанавливаемые автоматы и не обязывают налогоплательщика перерегистрировать с 01.01.2005 автоматы, поставленные ранее на учет в установленном законом порядке, в связи с чем в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, и не оспаривается инспекцией факт представления предпринимателем Н. налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2005 года по месту своего учета в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Бердску. Оснований для представления налоговой декларации за январь 2005 года в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Новосибирской области у предпринимателя не имелось.
Суд кассационной инстанции не усмотрел нарушений арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10035/06-49/334 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2006 г. N Ф04-8009/2006(28932-А45-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании