Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 ноября 2006 г. N Ф04-7919/2006(28815-А45-3)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Новосибирска (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "ЮРТ" (далее - ООО "СФ "ЮРТ") о взыскании на основании пунктов 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ штрафа в сумме 26 211, 7 руб.
Определением от 23.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области заявление и приложенные к нему документы возвращено налоговому органу на основании пункта 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2006 определение суд оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит определение от 23.06.2006 и постановление от 09.08.2006 отменить и принять новое решение о взыскании с ООО "СФ "ЮРТ" налоговых санкций по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в размере 26 211, 7 руб.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "СФ "ЮРТ" не представлен.
Как следует из материалов дела, решениями Инспекции ФНС РФ от 21.12.2005 N 213 b N 215 ООО "СФ"ЮРТ" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в общей сумме 26 211,7 руб.
На основании указанных решений в адрес налогоплательщика были направлены требования N 1028 и N 2029 от 23.12.2005 об уплате налоговых санкций.
Неисполнение ООО "СФ "ЮРТ" данных требований в добровольном порядке, послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании с него штрафа в судебном порядке.
Возвращая заявление Инспекции ФНС РФ, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, установлено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 7 названной статьи решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания санкций: на основании решения налогового органа без обращения в суд.
В связи с этим, как указано в пункте 1 Информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04 ноября 2005 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторых законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что заявление Инспекции ФНС РФ о взыскании налоговых санкций с ООО "СФ "ЮРТ" датировано 14.06.2006 и поступило в арбитражный суд 20.06.2006.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что Арбитражный суд Кемеровской области правомерно возвратил заявление Инспекции ФНС РФ.
Довод налогового органа о том, что, начав процедуру взыскания санкций в порядке, установленном до 01.01.2006, он не мог применять новую процедуру взыскания, поскольку статья 103.1 Налогового кодекса РФ предполагает вынесение решения о взыскании налоговой санкции сразу после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, а лишь затем - направление требования об уплате налоговой санкции и обращение решения о взыскании налоговых санкций принудительному исполнению в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке, несостоятелен.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22.06.06 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса РФ в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" разъяснил, что взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов.
При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 23.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2006 по делу N А45-12921/06-46-3/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2006 г. N Ф04-7919/2006(28815-А45-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании