Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., , рассмотрев жалобу заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России Андрюшиной Л.Ф. на вступившие в законную силу решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 ноября 2023 года, решение судьи Калужского областного суда от 23 января 2024 года, вынесенные в отношении министерства труда и социальной защиты Калужской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением врио заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России от 31 мая 2023 года N 445/23/40052-АП министерство труда и социальной защиты Калужской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 23 января 2024 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Андрюшина Л.Ф. просит об отмене состоявшихся по делу судебных решений, приводя доводы об их незаконности, оставлении без изменения постановления от 31 мая 2023 года.
Министерство труда и социальной защиты Калужской области, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, возражений на нее не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения министерства труда и социальной защиты Калужской области к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что 24 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области в отношении министерства труда и социальной защиты Калужской области возбуждено исполнительное производство N 16256/22/40052-ИП на основании выданного Калужским районным судом Калужской области исполнительного листа по гражданскому делу N 2-1-5743/2021, предметом исполнения по которому явилось возложение на министерство труда и социальной защиты Калужской области обязанности предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 22 кв. м и не более 42 кв. м на территории муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район".
Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником исполнены не были, 2 февраля 2023 года судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области вынесено постановление о взыскании с министерства труда и социальной защиты Калужской области исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа - до 10 февраля 2023 года.
17 апреля 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области вынесено постановление, которым должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 12 мая 2023 года.
По факту неисполнения министерством труда и социальной защиты Калужской области требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный ведущим судебным приставом-исполнителем, врио ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России 19 мая 2023 года был составлен акт о совершении исполнительных действий, а 31 мая 2023 года министерство привлечено к административной ответственности.
Судья Калужского районного суда Калужской области, рассмотрев жалобу, поданную министерством труда и социальной защиты Калужской области в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 17 ноября 2023 года постановление врио заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России от 31 мая 2023 года N 445/23/40052-АП отменил, производство по делу прекратил, в связи с отсутствием в деянии министерства труда и социальной защиты Калужской области состава вмененного административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические обстоятельства дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов пришел к выводу о том, что министерством труда и социальной защиты Калужской области принимались последовательные меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа о предоставлении ФИО11 благоустроенного жилого помещения.
Судья Калужского областного суда, рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, на решение судьи районного суда в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласился.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Однако обжалуемые судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что предыдущими судебными инстанциями допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела. Выводы предыдущих судебных инстанций, послужившие основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, соответствуют материалам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода об отсутствии в деянии министерства труда и социальной защиты Калужской области состава вмененного в вину юридическому лицу административного правонарушения, само по себе не может являться поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов; принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 ноября 2023 года, решение судьи Калужского областного суда от 23 января 2024 года, вынесенные в отношении министерства труда и социальной защиты Калужской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России Андрюшиной Л.Ф.- без удовлетворения.
Судья: Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что министерство труда и социальной защиты Калужской области не нарушило закон, не исполнив требования исполнительного документа в установленный срок, так как были предприняты меры для исполнения. Судебные акты, отменившие административное наказание, оставлены без изменения, поскольку не установлено существенных нарушений, повлиявших на исход дела.