Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Смоляниновой А.С. (далее Смолянинова А.С.), действующей на основании доверенности в интересах АО "Кострома", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника - начальника отдела (отдел по исполнению административного законодательства) ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области от 27 апреля 2018 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2018 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в отношении АО "Кострома" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника - начальника отдела (отдел по исполнению административного законодательства) ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области от 27 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2018 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 октября 2018 года, АО "Кострома" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Смолянинова А.С, действующая в интересах АО "Кострома", ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу.
Изучение доводов жалобы, представленных материалов, судебных актов (дело N 12-164/2018 уничтожено в связи с истечением срока хранения) позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как усматривается из представленных материалов и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, 22 апреля 2018 года в 23:24 по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, а/д Р-152 Нижний Новгород - Шопша - Иваново, 48 км + 800 м, транспортное средство марки МАЗ 6312 В5 8471-010, государственный регистрационный знак "данные изъяты" собственником (владельцем) которого является АО "Кострома", в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ двигалось без специального разрешения с осевой нагрузкой 8, 42 т, при предельно допустимой осевой нагрузке 8 т (расхождение +5, 25%) / с осевой нагрузкой 8, 24 т на ось N 2, при предельно допустимой осевой нагрузке 8 т (расхождение +3, 00%).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Кострома" постановлением должностного лица, с выводами которого согласились нижестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу процессуальными актами согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Как установлено судьей кассационного суда при проверке доводов жалобы Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 161-ФЗ внесены изменения, абзац первый части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложен в редакции, согласно которой административная ответственность по данной норме наступает за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров.
Федеральным законом от 28 февраля 2023 года N 48-ФЗ в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения. Административной ответственности по данной норме подлежат водители, должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица.
Согласно примечанию 2 к статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, не наступает в случае, если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 28 февраля 2023 года N 48-ФЗ, вступили в законную силу 11 марта 2023 года.
Таким образом, приведенные выше положения части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение которых вменено АО "Кострома" по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
На дату рассмотрения жалобы защитника общества в кассационном суде общей юрисдикции из представленных материалов и данных ГИС ГМП исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Исходя из совокупности указанных норм, смягчение положений закона, за нарушение которых устанавливалась административная ответственность, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые процессуальные акты, состоявшиеся в отношении АО "Кострома" о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника - начальника отдела (отдел по исполнению административного законодательства) ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области от 27 апреля 2018 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2018 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в отношении АО "Кострома" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное производство в отношении юридического лица подлежит прекращению, поскольку нормы, на основании которых было наложено наказание, утратили силу. Изменения в законодательстве, вступившие в силу после совершения правонарушения, исключают возможность привлечения к ответственности.