Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия Балаковского муниципального района "Балаково-Водоканал" (далее - МУП "Балаково-Водоканал", предприятие) Степанова А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Саратовского областного суда от 15 марта 2024 года, вынесенное в отношении МУП "Балаково-Водоканал" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, частью 6 статьи 5.27, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства государственной инспекции труда (ГИТ) в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31793-И/64-03 МУП "Балаково-Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Постановлением начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства ГИТ в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31790-И/64-03 МУП "Балаково-Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Постановлением начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства ГИТ в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31807-И/64-03 МУП "Балаково-Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Постановлением начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства ГИТ в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31748-И/64-03 МУП "Балаково-Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 111 000 рублей.
Постановлением начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства ГИТ в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31797-И/64-03 МУП "Балаково-Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 135 000 рублей.
Определением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 27 октября 2023 года дела об административных правонарушениях о привлечении МУП "Балаково-Водоканал" к административной ответственности по частям 1, 6 статьи 5.27 и по частям 1, 3, 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенным по результатам проведенной плановой выездной проверки, в отношении юридического лица при рассмотрении жалоб объединены судьей в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2023 года постановления начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области от 14 июля 2023 года N 64/12-31793-И/64-03 по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 64/12-31790-И/64-03 по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 64/12-31807-И/64-03 по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 64/12-31748-И/64-03 по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 64/12-31797-И/64-03 по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП "Балаково-Водоканал" изменены в части назначенного предприятию административного наказания - административное назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
Решением судьи Саратовского областного суда от 15 марта 2024 года решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Балаковский районный суд Саратовской области.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП "Балаково-Водоканал" Степанов А.В. просит об отмене решения судьи областного суда, ссылаясь на его незаконность, решение судьи районного суда оставить без изменения.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов истребованных дел об административных правонарушениях, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 этой статьи и статьей 5.27.1 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения МУП "Балаково-Водоканал" к административной ответственности явился вывод должностного лица ГИТ в Саратовской области о нарушении предприятием требований трудового законодательства. Правонарушения выявлены должностным лицом в рамках проведения плановой проверки МУП "Балаково-Водоканал" государственной инспекцией труда в Саратовской области в период с 13 апреля 2023 года по 26 апреля 2023 года.
Государственной инспекцией труда в Саратовской области в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в период с 13 апреля 2023 года по 26 апреля 2023 года, в отношении МУП "Балаково-Водоканал" составлено 5 протоколов об административных правонарушениях и вынесено 5 постановлений о привлечении предприятия к административной ответственности согласно названным нормам.
При рассмотрении жалоб МУП "Балаково-Водоканал" в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Балаковского районного суда, проанализировав материалы поступивших дел, определением от 27 октября 2023 года дела об административных правонарушениях о привлечении МУП "Балаково-Водоканал" к административной ответственности объединил в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
По результатам рассмотрения жалоб судья Балаковского районного суда Саратовской области решением от 11 декабря 2023 года постановления должностного лица изменил в части назначенного предприятию административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, частью 6 статьи 5.27, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1 и частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
Судья Саратовского областного суда, рассматривая жалобу должностного лица административного органа на решение судьи районного суда, с выводами, изложенными в указанном решении, не согласился.
Между тем, Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ), вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного кодекса дополнена частью 6, в которой закреплено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
Частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при условиях, перечисленных в данной норме, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Принимая решение об изменении постановлений должностного лица от 14 июля 2023 года о привлечении предприятия к административной ответственности по частям 1 и 6 статьи 5.27, частям 1, 3 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда сделал вывод о том, что при решении вопроса о назначении предприятию административного наказания за совершение указанных противоправных деяний подлежат применению положения части 6 статьи 4.4 названного кодекса, в силу которых при наличии указанных в ней условий административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Поскольку указанные административные правонарушения выявлены в ходе одного контрольного мероприятия, судья районного суда применил положения части 6 статьи 4.4 названного кодекса и изменил названные выше постановления должностного лица, назначив предприятию административное наказание по правилам части 2, пункта 2 части 3 статьи 4.4 названного кодекса в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 названного кодекса, предусматривающей более строгое административное наказание.
Принимая решение об отмене означенного решения судьи Балаковского районного суда Саратовской области, судья областного суда со ссылкой на положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указал, что из представленных в материалы дела протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении МУП "Балаково-Водоканал" должностным лицом Государственной инспекции труда в Саратовской области, не усматривается оснований для вывода о том, что вменяемые МУП "Балаково-Водоканал" административные правонарушения совершены одним действием (бездействием).
Оснований для объединения дел об административных правонарушениях, и назначения административного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у судьи районного суда не имелось.
В рамках проведенной проверки были выявлены самостоятельные правонарушения, которые совершены в результате нескольких различных противоправных действий (бездействия). Вменяемые правонарушения, охватываемые вышеназванными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) работодателя. Жалобы на постановления должностного лица ГИТ в Саратовской области, вынесенные по соответствующим делам, подлежали рассмотрению в отдельном производстве с принятием решения по каждому совершенному правонарушению, поэтому основания для применения к обстоятельствам настоящего дела положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Вместе с тем, руководствуясь положениями части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не исходил из того, обществом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы нескольких административных правонарушений, подобных выводов не делал и условия, указанные в части 2 статьи 4.4 названного кодекса (совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного кодекса), не применял, они к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Означенное суждение судьи областного суда не основано на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактических обстоятельствах настоящего дела и изложенных в решении судьи районного суда выводах.
При решении вопроса о назначении предприятию административного наказания судья районного суда руководствовался условиями, указанными в части 6 статьи 4.4 названного кодекса (выявление при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса), при наличии которых в данном случае применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частью 2, пунктом 2 части 3 статьи 4.4 названного кодекса, в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Положения части 6 во взаимосвязи с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья областного суда оставил без должного внимания; выводы, изложенные в принятом им решении, немотивированны, являются неправильными и не служили основанием для отмены решения судьи районного суда.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений части 3 статьи 30.6 названного кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 30.9 названного кодекса рассмотрение и разрешение последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление осуществляются в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 названного кодекса.
При этом в соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10, частью 2 статьи 30.7 названного кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Вместе с тем судьей областного суда предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования не выполнены, допущено их существенное нарушение.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Саратовского областного суда от 15 марта 2024 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Саратовский областной суд.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Саратовского областного суда от 15 марта 2024 года, вынесенное в отношении МУП "Балаково-Водоканал" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, частью 6 статьи 5.27, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Саратовский областной суд.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что предприятие было неправомерно привлечено к административной ответственности за несколько правонарушений, выявленных в ходе одной проверки. Судья районного суда изменил размер штрафа, однако областной суд отменил это решение, указав на отсутствие оснований для объединения дел и применения более строгого наказания. Дело возвращено на новое рассмотрение.