Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу защитника Бересневой И.В., действующей на основании доверенности в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору от 18 августа 2023 года, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 02 ноября 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 января 2024 года, вынесенные в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору от 18 августа 2023 года Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 02 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 18 января 2024 года, указанное постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 700 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Береснева И.В. выражает несогласие с состоявшимися по делу постановление должностного лица и судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на то, что Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи.
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим определен названной статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (статья 30 Закона о пожарной безопасности).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2023 года N 317 на территории Нижегородской области, в том числе на землях лесного фонда, установлен особый противопожарный режим с 20 апреля 2023 года.
Во исполнение указанного постановления Правительства Нижегородской области администрацией города Дзержинска Нижегородской области 21 апреля 2023 года принято постановление N, которым с 20 апреля 2023 года на территории городского округа город Дзержинск, в том числе на территории городских лесов, установлен особый противопожарный режим.
В соответствии со статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Аналогичное требование закреплено в пункте 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 5 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на территории городского округа город Дзержинск, городского округа город Саров, Богородского муниципального округа, Кстовского муниципального округа:
- в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд, размещения индивидуальных гаражей, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для размещения зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, содержания и разведения сельскохозяйственных животных, а также обеспечения сельскохозяйственного производства, включая размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники;
- для целей, не связанных со строительством, в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
На основании пункта 1.1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Нижегородской области, и по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением контроля за использованием земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород и иных муниципальных образований.
Исходя из пункта 3.5.21 приведенного Положения, министерство осуществляет учет, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и собственности Нижегородской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области в сфере регулирования земельных отношений.
В соответствии со статьей 16 Закона о пожарной безопасности постановлением Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В пункте 67 данных Правил закреплено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Как следует их материалов дела об административном правонарушении, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области нарушило обязательные требования пожарной безопасности, предусмотренные пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на территории земельных участков, в отношении которых является правообладателем, в условиях установленного на территории Нижегородской области особого противопожарного режима, в результате чего произошли пожары мусора и сухой травянистой растительности:
- 17 апреля 2023 года в 14 часов 36 минут около "адрес" в "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 100 кв.м.;
- 17 апреля 2023 года в 16 часов 06 минут около "адрес" в "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 3000 кв.м.;
- 18 апреля 2023 года в 17 часов 17 минут у "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 100 кв.м.;
- 20 апреля 2023 года в 13 часов 47 минут около "адрес" в "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 100 кв.м.;
- 22 апреля 2023 года в 14 часов 37 минут около "адрес" в "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 200 кв.м.;
- 27 апреля 2023 года в 19 часов 23 минуты за "адрес", (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 20 кв.м.;
- 13 мая 2023 года в 13 часов 34 минуты около "адрес" в "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 50 кв.м.;
- 13 мая 2023 года в 15 часов 20 минут напротив "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 20 кв.м.;
- 18 мая 2023 года в 13 часов 17 минут около "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 80 кв.м.;
- 29 мая 2023 года в 14 часов 45 минут "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 150 кв.м.;
- 29 мая 2023 года в 20 часов 47 минут "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 20 кв.м.;
- 30 мая 2023 года в 15 часов 33 минут у дороги "адрес" (кадастровый квартал: N) на площади 2 кв.м.;
- 11 июня 2023 года в 14 часов 43 минуты на "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 200 кв.м.;
- 11 июня 2023 года в 15 часов 11 минут около "адрес" (точки координат зоны очага пожара: N) на площади 80 кв.м.
Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ранее являлись предметом проверки должностного лица и судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в связи с передачей полномочий на основании подпункта "б" пункта 2 части 5 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" и в соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, являясь правообладателем в отношении земельных участков, на которых в условия особого противопожарного режима произошло возгорание мусора и сухой травянистой растительности, не выполнило обязательные требования пожарной безопасности по содержанию данных земельных участков.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору от 18 августа 2023 года, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 02 ноября 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 января 2024 года, вынесенные в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бересневой И.В. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области виновно в нарушении требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, что привело к нескольким пожарам на принадлежащих ему земельных участках. Судебные инстанции оставили без изменения решение о назначении административного штрафа, отклонив доводы о несоответствии министерства статусу субъекта правонарушения.