Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу командира 5 батальона 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Банцекина О.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Балашихинского городского суда Московской области от 09 октября 2023 года, вынесенное в отношении Кувычкина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 52 Балашихинского судебного района Московской области - мирового судьи судебного участка N 6 Балашихинского судебного района Московской области от 15 августа 2023 года Кувычкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Решением судьи Балашихинского городского суда Московской области от 09 октября 2023 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение мировому судье, Банцекин О.Н. ставит вопрос об отмене решения судьи Балашихинского городского суда Московской области от 09 октября 2023 года и оставлении в силе постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 52 Балашихинского судебного района Московской области - мирового судьи судебного участка N 6 Балашихинского судебного района Московской области от 15 августа 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кувычкина А.А. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил достаточными основаниями полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, находится в состоянии опьянения, является наличие признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке.
Основанием для привлечения Кувычкина А.А. мировым судьёй к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства.
07 мая 2023 года в 00 часов 20 минут на 19 км + 850 м автодороги А103 на Щелковском шоссе г. Балашиха Московской области Кувычкин А.А. управлял транспортным средством Лексус RX-350, государственный регистрационный знак N при наличии достаточного основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (признак опьянения - запах алкоголя изо рта).
Должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Кувычкину А.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого он отказался.
В силу изложенных выше положений части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, подлежит, в том числе при наличии достаточных оснований полагать, что оно находится в состоянии опьянения, и отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с указанными нормами Кувычкин А.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения 07 мая 2023 года в 00 часов 50 минут. Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Кувычкину А.А. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Правил, присутствовали двое понятых.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях Кувычкина А.А. вмененного ему в вину административного правонарушения.
Отменяя постановление мирового судьи, судья городского суда исходил из того, что Кувычкин А.А, приобретший гражданство Российской Федерации 23 ноября 2022 года, не вправе был управлять транспортным средством на территории Российской Федерации на основании водительского удостоверения "данные изъяты", выданного 09 сентября 2010 года.
При таких обстоятельствах судья пришел к выводу, что отсутствие права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации у Кувычкина А.А. не образует в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и исключает возможность переквалификации его действий на часть 2 статьи 12.26 приведенного Кодекса, поскольку повлечет ухудшение его положения с учетом санкции данной части указанной статьи, предусматривающей, в том числе в виде административного наказания - административный арест.
С данными выводами судьи городского суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (с изменениями от 28 сентября 2004 года), заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2022 года N 46-П пункт 12 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 35 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, и при отсутствии в системе действующего регулирования прямого нормативного указания на обязанность гражданина Российской Федерации обменять в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию его действительное иностранное национальное водительское удостоверение, выданное ему в другом государстве - участнике Конвенции о дорожном движении в бытность его гражданином этого государства, на российское национальное водительское удостоверение, а также при отсутствии указания на срок такого обмена позволяет применять к этому гражданину неблагоприятные административные последствия ввиду неосуществления такого обмена.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1143 (в ред. от 28 декабря 2022 года) "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлением об обмене иностранных национальных водительских удостоверений в особом порядке", обмен иностранных национальных водительских удостоверений, выданных компетентными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, на российские национальные водительские удостоверения производится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" без сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2022 года N 2216 утверждены Особенности предоставления государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений, исходя из подпункта "в" пункта 1 которых следует, что до 01 января 2026 года выдача российских национальных водительских удостоверений указанным гражданам и лицам без гражданства на основании водительских удостоверений, выданных компетентными органами Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики либо уполномоченными органами Запорожской области или Херсонской области производится без сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами, без медицинского освидетельствования водителей транспортных средств и без взимания государственной пошлины на основании:
паспорта гражданина Российской Федерации или вида на жительство в Российской Федерации и документов, подтверждающих постоянное проживание на территории соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области;
водительского удостоверения, выданного компетентными органами Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или уполномоченными органами Запорожской области и Херсонской области, а в случае отсутствия указанного удостоверения - документов, подтверждающих его получение.
Как следует из материалов дела, водительское удостоверение выдано Кувычкину А.А. в "адрес" (л.д. 13), 23 ноября 2022 года ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 14), 12 мая 2023 года Кувычкину А.А. произведена замена указанного водительского удостоверения в соответствии с Особенностями предоставления государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений (л.д. 57).
При таких обстоятельствах и с учетом положений приведенных правых норм Кувычкин А.А. на момент совершения вмененного ему в вину административного правонарушения имел право управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения до 01 января 2026 года.
Однако судьёй городского суда вопрос о том, имеет ли право управление в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения Кувычкин А.А. с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1143 и от 02 декабря 2022 года N 2216, всесторонне, полно и объективно не исследовался.
Изложенное означает, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судьёй городского суда все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, возбужденного в отношении Кувычкина А.А, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях, а потому состоявшееся по настоящему делу решение судьи городского суда законным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 приведенного кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Кувычкина А.А. дела об административном правонарушении, имели место 07 мая 2023 года, следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 52 Балашихинского судебного района Московской области - мирового судьи судебного участка N 6 Балашихинского судебного района Московской области от 15 августа 2023 года и решение судьи Балашихинского городского суда Московской области от 09 октября 2023 года, вынесенные в отношении Кувычкина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 сентября 2009 года N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 52 Балашихинского судебного района Московской области - мирового судьи судебного участка N 6 Балашихинского судебного района Московской области от 15 августа 2023 года и решение судьи Балашихинского городского суда Московской области от 09 октября 2023 года, вынесенные в отношении Кувычкина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия лица, отказавшегося от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не образуют состава административного правонарушения, поскольку у него было право управлять транспортным средством на основании иностранного водительского удостоверения. Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.