Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Трушина Н.М. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 31 августа 2023 года, решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 11 октября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 29 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Трушина Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 31 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Луховицкого районного суда Московской области от 11 октября 2023 года, решением судьи Московского областного суда от 29 февраля 2024 года, Трушин Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Трушин Н.М. просит отменить названные акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Трушина Н.М. к административной ответственности) самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Самовольным занятием лесного участка применительно к указанной норме признается занятие лесного участка и (или) его использование при отсутствии оформленного в установленном порядке права.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 9 названного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 2 указанной статьи лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду, безвозмездное пользование.
Из материалов дела следует, 06 июля 2023 года в ходе патрулирования лесного участка в составе земель лесного фонда Чернореченского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" (маршрут патрулирования 09/30) государственным лесным инспектором Московской области проведено обследование лесного участка в квартале N 37 выдел N 6 Чернореченского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи поселка Красная Пойма города Луховицы Московской области.
В ходе данного мероприятия установлен факт самовольного занятия Трушиным Н.М. части лесного участка в указанном квартале и выделе площадью 0, 08449 га при отсутствии разрешительных документов на право пользования им. Лесной участок огорожен забором, на территории данного участка частично на площади 15, 81 кв.м. (5, 45 х 2, 9 м) расположен металлический гараж для снегоходов. Собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", являющего единым землепользованием с частью указанного лесного участка, имеющем единое ограждение является Трушин Н.М.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены: протоколом об административном правонарушении, актом патрулирования лесов с фототаблицей, чертежом-схемой места нарушения лесного законодательства, таксационным описанием, скриншотами из ЦИОГВ, ГО, ОМСУ Московской области, выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", расчетом размера вреда, письменными объяснениями привлекаемого лица Трушина Н.М. и иными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии Трушина Н.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Трушина Н.М. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Довод жалобы об отсутствии в деянии Трушина Н.М. состава вмененного административного правонарушения с указанием на то, что не были доказаны обстоятельства, на основании которых были вынесены обжалуемые акты, является несостоятельным.
Факт занятия Трушиным Н.М. указанного лесного участка, в том числе под размещение металлического гаража, и его использования в пределах огороженной территории, объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств.
Оснований для признания сведений о местоположении границ земельного участка, находящихся в пользовании Трушина Н.М. с учетом самовольно занятого лесного участка площадью 0, 08449 га, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении и акте патрулирования лесов с фототаблицей, чертеже-схеме места нарушения лесного законодательства не имеется.
Должностными лицами и судебными инстанциями достоверно установлено, что Трушин Н.М. использует не только принадлежащий ему указанный земельный участок, но и лесной участок без наличия права на пользование им.
Кроме того, при даче объяснений 06 июля 2023 года в Луховицком филиале ГКУ МО "Мособллес" Трушин Н.М. не отрицал факт использования лесного участка, расположенного за границами земельного участка с кадастровым номером N. Данный участок в пользование он не оформлял, на нем находится некапитальное строение - гараж для снегоходов.
Вышеприведенные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, а также с иными доказательствами и обоснованно признаны достоверными относительно события правонарушения.
Вопреки доводам жалобы границы лесного участка, прилегающего к земельному участку, находящемуся в собственности Трушина Н.М, определены с учетом Государственного лесного реестра.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно части 1 статьи 4.2 которого лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в Государственного лесного реестра до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в принятых по делу актах, и не влекут их отмену.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Трушина Н.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, который составлял два месяца с момента выявления факта совершения административного правонарушения.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 31 августа 2023 года, решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 11 октября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 29 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Трушина Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Трушина Н.М. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за самовольное занятие лесного участка, установив, что отсутствуют разрешительные документы на его использование. Доказательства, собранные в ходе проверки, подтвердили факт нарушения, а доводы жалобы о незаконности актов были отклонены как несостоятельные. Постановление о штрафе оставлено без изменения.