Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Чумакова Ю.А, Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу З.О.А, К.В.В. на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 4 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению З.О.А, К.В.В. к администрации муниципального образования Ясногорский район, Главе муниципального образования Ясногорский район, Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
З.О.А, К.В.В. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, просили признать незаконными постановление главы муниципального образования Ясногорский район "О проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Иваньковское Ясногорского района" от 17 февраля 2023 года, результаты проведения публичных слушаний от 1 марта 2023 года, протокол проведения публичных слушаний от 1 марта 2023 года, заключение о результатах проведения публичных слушаний от 7 марта 2023 года.
В обоснование административного иска указали, что на публичных слушаниях, в числе прочих, рассматривался вопрос о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N, N из категории земель сельскохозяйственного назначения в производственную зону с целью организации и проведения карьерных работ по добыче полезных ископаемых. Они (З.О.А, К.В.В.) являются собственниками смежных земельных участков. Полагают, что публичные слушания проведены с нарушением процедуры, а заключение о результатах их проведения не соответствует действующему законодательству.
Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 4 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 апреля 2024 года, З.О.А, К.В.В. просят отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивают на несоблюдении порядка проведения общественных обсуждений, неправильное оформление протокола; утверждают, что суды допустили процессуальные нарушения, не установили все обстоятельства дела.
Относительно кассационной жалобы администрацией муниципального образования Ясногорский район представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы.
При рассмотрении дела судами установлено, что постановлением главы муниципального образования Ясногорский район от 17 февраля 2023 года N 2-пг "О проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Иваньковское Ясногорского района", опубликованным в газете "Ясногорье" 22 февраля 2023 г. N 7, а также размещенным в этот же день на официальном сайте муниципального образования, на 15 часов 00 минут 1 марта 2023 года назначены публичные слушания с указанием места проведения; утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Иваньковское Ясногорского района и порядок учета предложений по внесению изменений в генеральный план.
В 15 часов 00 минут 1 марта 2023 года проведены названные публичные слушания, большинством голосов принято решение одобрить проект генерального плана в целом. По итогам публичных слушаний подготовлены протокол и заключение о результатах публичных слушаний.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона, публичные слушания проведены и документированы в установленном порядке, права административных истцов не нарушены.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушения прав административных истцов судебная коллегия не находит.
Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 3).
К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению (пункт 4).
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы (пункт 6).
Сами по себе публичные слушания, как и документы, отражающие ход их проведения, самостоятельных правовых последствий для граждан и (или) организаций не порождают и не могут нарушать права административных истцов.
С учетом конкретных фактических обстоятельств административного дела суд счел необходимым выяснить вопрос относительно нарушения прав административных истцов при рассмотрении административного дела по существу, что в данном случае не повлекло принятие неправильного судебного акта.
Доводов относительно незаконности постановления главы муниципального образования Ясногорский район от 17 февраля 2023 года N 2-пг кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами принципа состязательности и равноправия сторон судебной коллегией проверены и отклоняются. Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела сторонам были созданы равные условия для представления доказательств, заявления ходатайств и реализации иных прав, предусмотренных статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Доказывание по делу осуществлялось на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, что соответствует требованиям пункта 7 статьи 6, статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом толкования, данного в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36. Все заявленные ходатайства судами рассмотрены, мотивированный отказ в их удовлетворении не свидетельствует о нарушении принципа состязательности и равноправия сторон, как на этом ошибочно настаивают авторы кассационной жалобы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ясногорского районного суда Тульской области от 4 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу З.О.А, К.В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.