Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова А.Ю, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сокольский Нижегородской области на решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту интересов ФИО1 к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд в защиту интересов ФИО5 с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, выразившегося в непредставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда; возложении обязанности предоставить в черте городского округа Сокольский Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда площадью не менее 30 кв. м.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сокольского района Нижегородской области по заявлению ФИО1 проведена проверка о защите права на обеспечение ее жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 24 ноября 2021 года N ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 4 апреля 2023 года ФИО1 обращалась с заявлением в администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области с просьбой предоставить благоустроенное жилое помещение, однако ей было отказано. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Сокольского района Нижегородской области 9 июня 2023 года главе администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, на которое представлен ответ об отсутствии на территории городского округа Сокольский Нижегородской области жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 марта 2024 год, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 26 апреля 2024 года через суд первой инстанции, администрация городского округа Сокольский Нижегородской области просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Считает, что незаконного бездействия администрацией не допущено, поскольку ФИО5 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках выделенных бюджетных средств администрацией проведены закупочные процедуры, по результатам которых 24 апреля 2023 года заключены контракты на приобретение лишь 4 жилых помещений для детей-сирот, однако ФИО1 состоит в очереди под номером 9.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 1 октября 2009 года N ФИО6 и ФИО7 являются приемными родителями ФИО1
Распоряжением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 24 ноября 2021 года N ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Сокольский Нижегородской области.
4 апреля 2023 года ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое 24 апреля 2023 года дан ответ о том, что вопрос о распределении жилых помещений будет решаться комиссией по жилищным вопросам после оформления права муниципальной собственности на жилые помещения.
11 мая 2023 года ФИО1 обратилась в прокуратуру Нижегородской области с заявлением о нарушении жилищных прав.
9 июня 2023 года прокуратурой Сокольского района Нижегородской области главе администрации городского округа Сокольский Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства N.
В ответе на представление администрация 7 июля 2023 года пояснила, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот отсутствуют.
ФИО1 в зарегистрированном браке не состоит, детей не имеет, право собственности на строения и помещения отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижении совершеннолетия жильем не обеспечена, в собственности жилья не имеет, своевременно и в установленном порядке обратилась с заявлением за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, включена в список на предоставление жилого помещения, приобрела право на обеспечение жильем, которое не реализовано, в связи с чем администрацией городского округа Сокольский Нижегородской области допущено незаконное бездействие, нарушающее право ФИО1 на обеспечение жильем.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, обязательным условием реализации права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие у указанных лиц или членов их семей жилых помещений, используемых по договорам социального найма, либо принадлежащих на праве собственности.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области регулируются Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Нижегородской области N 147-З).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Нижегородской области N 147-З детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, органом местного самоуправления муниципального округа или городского округа, которым граждане вышеуказанных категорий включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), по месту жительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением правительства Нижегородской области от 24 мая 2021 года N 404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.4 в целях предоставления специализированных жилых помещений органы местного самоуправления осуществляют: формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список); включение жилых помещений, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 3.2 настоящего Порядка, в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом; принятие решения о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что специализированное жилое помещение предоставляется из муниципального специализированного жилищного фонда, формирование которого осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в список (далее соответственно - специализированный жилищный фонд, решение о включении лица в список; лицо, включенное в список).
В соответствии с пунктом 3.4 специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.
В случае, если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.
Согласно пункту 3.5 Порядка специализированное жилое помещение предоставляется лицам, включенным в список, по их заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме лиц, включенных в список и достигших возраста 18 лет, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Прием заявления осуществляется органом местного самоуправления, которым принято решение о включении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в список.
Таким образом, федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Нижегородской области очередность реализации данной категории граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещении не предусматривают.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что ФИО1, отнесенная к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия жильем не обеспечена, в собственности жилья не имеет, в установленном порядке администрацией включена в список для получения специализированного жилого помещения на территории городского округа Сокольский Нижегородской области, очередность получения которого не предусмотрена, в связи с чем администрацией городского округа Сокольский Нижегородской области допущено незаконное бездействие, нарушающее право ФИО1
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Сокольский Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.