Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 12 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, выразившегося в непринятии мер по приведению автомобильных дорог местного значения, расположенных по улицам Авиационной, Сосновой, Покровской, Рябиновой, Кленовой микрорайона Заречье города Чаплыгин Липецкой области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017); возложении обязанности привести поименованные автомобильные дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что автомобильные дороги микрорайона Заречье города Чаплыгин Липецкой области отсутствуют в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденного постановлением администрации от 26 декабря 2022 года района N 705; паспорта данных дорог не разрабатывались. В нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на данных улицах имеются дефекты в виде выбоинам, колей, просадок, отсутствуют щебеночные покрытия, при этом дорожные знаки, предупреждающие об аварийных участках дороги, отсутствуют. Прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое оставлено без удовлетворения. Ненадлежащее состояние автомобильных дорог ограничивает возможность движения и подъезд к жилым домам, нарушает права жителей улиц на доступ к объектам инфраструктуры, что впоследствии может привести к нарушению прав жителей на своевременное получение медицинской, социальной и иной помощи.
Решением Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 12 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 апреля 2024 года, признано незаконным бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области по непринятию мер по приведению автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017; на администрацию возложена обязанность в срок до 1 июля 2024 года привести автомобильные дороги местного значения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, устранив дефекты в виде просадок, выбоин, ям и иных повреждений.
В кассационной жалобе, поданной 16 мая 2024 года через суд первой инстанции, администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области просит отменить судебные акты. Указывает на ненадлежащее исследование и оценку доказательств по делу. Считает прокурорскую проверку незаконной, поскольку о ее проведении администрация не была извещена, ее выводы не могут считаться достоверными доказательствами.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе выездной проверки прокуратурой Чаплыгинского района Липецкой области выявлены нарушения требования ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах в микрорайоне Заречье города Чаплыгин Липецкой области: на улице Авиационной имеется выбоина шириной 185 см, диной 300 см, глубиной 16 см; на улицах Сосновой, Покровской - многочисленные дефекты в виде просадок; на улицах Рябиновой, Кленовой - отсутствует щебеночное покрытие.
По результатам проверки 23 октября 2023 года прокуратурой района главе администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Администрацией прокурору дан ответ от 27 ноября 2023 года, согласно которому ремонт указанных дорог по вышеуказанным улицам не планируется, ремонт дорог в 2024 году будет выполняться в пределах выделенных финансовых средств.
Из сообщения администрации от 19 января 2024 года следует, что автомобильные дороги по улицам Сосновой, Покровской, Авиационной микрорайона Заречье города Чаплыгин Липецкой области включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения ранее 2018 года; автомобильные дороги по улицам Кленовой и Рябиновой включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного постановлением администрации от 28 декабря 2023 года N 729; ремонт указанных дорог в 2023 году не проводился.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из установления наличия выбоин, ям и иных дефектов дорожного покрытия на проезжей части автомобильных дорог, несоответствия автомобильных дорог техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе, требованиям пункта 5.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, непредставления доказательств принятия мер по приведению автомобильных дорог городского поселения в соответствие с указанными регламентами, в связи с чем пришел к выводу о том, что со стороны административного ответчика допущено незаконное бездействие, выразившееся в неорганизации дорожного движения и неосуществлении дорожной деятельности в отношении спорных автомобильных дорог. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, которые пользуются данной дорогой, на безопасность дорожного движения, в связи с чем возложил на административного ответчика обязанность привести покрытие проезжей части автомобильных дорог в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов, устранив дефекты в виде просадок, выбоин, ям и иных повреждений.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность - это деятельность, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 6 августа 2013 года N 451 часть полномочий администраций сельских поселений и городского поселения город Чаплыгин Липецкой области, входящих в состав Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации принята на себя Чаплыгинским муниципальным районом Липецкой области.
Во исполнение переданных полномочий администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области осуществляет, в том числе функции по решению проблем и вопросов, связанных с осуществлением содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года N 2438-р, включен ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что на спорных участках автомобильных дорог микрорайона Заречье города Чаплыгин Липецкой области имеются дефекты в виде просадок, выбоин, ям и иных повреждений, обязанность по устранению которых лежит на администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области как на органе местного самоуправления, обладающем полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского поселения город Чаплыгин.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования не могут являться основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог.
Ссылки автора кассационной жалобы на недопустимость ограничения самостоятельности органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе в части определения целесообразности и очередности ремонта и содержания автомобильных дорог, отклоняются судебной коллегией.
Предъявление настоящих административных исковых требований о понуждении административного ответчика к реализации полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы о нарушении прокуратурой порядка проведения проверки и, как следствие, недопустимость доказательств, представленных административным истцом, при разрешении настоящего административного спора правового значения не имеют, поскольку бремя доказывания соответствия оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено на административного ответчика.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 12 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.