Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Киреевский район на решение Киреевского районного суда Тульской области от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 5 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Вытновой Татьяны Викторовны к администрации муниципального образования Киреевский район об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Вытнова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконными согласия администрации муниципального образования Киреевский район и разрешения на обустройство гостевой парковки за домом "адрес"; утверждения схемы расположения парковки от 14 августа 2023 года; возложении обязанности отозвать согласие и разрешение от 14 августа 2023 года на обустройство гостевой парковки; возложении обязанности ликвидировать парковку не позднее 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 мая 2023 года ФИО10 администрацией муниципального образования Киреевский район Тульской области выдано разрешение на обустройство гостевой парковки в районе дома "адрес" за счет средств жителей в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Киреевск Киреевского района, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования город Киреевск Киреевского района от 26 августа 2020 года N 31-149 (далее - Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Киреевск Киреевского района). Вместе с тем для проезда к парковке используется часть земельного участка, принадлежащего ее несовершеннолетней дочери ФИО11, уничтожается травяной покров, административный истец вынуждена дышать загрязненным воздухом, так как окна квартиры выходят на оспариваемую территорию, скопление большого количества машин снижает антитеррористическую защищенность, нарушает положения статей 36, 42 Конституции Российской Федерации, статей 11, 34, 35, 45 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.1, 2.5, 2.6, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 N 74.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 5 марта 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признана незаконной схема расположения гостевой парковки в районе дома "адрес", подписанная главой администрации муниципального образования Киреевский район Цховребовым И.В. 14 августа 2023 года; на администрацию муниципального образования Киреевский район возложена обязанность принять меры к организации ликвидации гостевой парковки в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 8 мая 2024 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования Киреевский район просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что согласие администрации муниципального образования Киреевского район на обустройство гостевой парковки является законным, гостевая парковка находится на территории земель общего пользования. Обстоятельство того, что ее обустройство проводилось не в соответствии с установленными размерами, не влечет за собой незаконность схемы расположения парковки.
Вытновой Т.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Вытнова Т.В. зарегистрирована по адресу: "адрес".
В пользовании Вытновой Т.В. находятся гараж с кадастровым номером N площадью 61, 1 кв. м и земельный участок с кадастровым номером N площадью 86 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации гаража", расположенные по адресу: "адрес", принадлежащие на праве собственности дочери административного истца ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
22 мая 2023 года администрацией муниципального образования Киреевский район в ответе на обращение ФИО13 сообщило об отсутствии возражений по устройству гостевой парковки общего пользования за счет средств жителей в соответствии с требованиями благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Киреевск Киреевского района. Также в ответе указано на необходимость согласования точного места размещения гостевой парковки с инженерно-эксплуатационными службами района и администрацией муниципального образования Киреевский район, одновременно разъяснены положения СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр (далее СП 42.13330.2016).
14 августа 2023 года главой администрации муниципального образования Киреевский район подписана схема расположения гостевой парковки в районе дома "адрес", согласованная ремонтно-эксплуатационной службой "Киреевскрайгаз" филиала акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" в городе Богородицке, обществом с ограниченной ответственностью "Горводоканал", публичным акционерным обществом "Ростелеком", обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергогазИнвест-Тула", Киреевским городским районом электрических сетей филиала публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - "Тулэнерго", начальником отдела архитектуры администрации муниципального образования Киреевский район, из которой следует, что предусмотрено 17 парковочных мест, в том числе 2 для инвалидов.
Согласно заключению от 9 октября 2023 года, составленному администрацией муниципального образования Киреевский район по результатам выездного обследования, за домом "адрес" по согласованию с администрацией произведено обустройство гостевой парковки, фактические размеры которой значительно превышают размеры, определенные схемой расположения гостевой парковки.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что схема расположения гостевой парковки утверждена 14 августа 2023 года администрацией муниципального образования Киреевский район в нарушение положений статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации без предоставления земельного участка, при этом 2 парковочных места располагаются на земельном участке с кадастровым номером N, предоставленном на праве аренды ФИО14.
Суд апелляционной инстанции указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о нарушении администрацией муниципального образования Киреевский район положений статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использования земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 13 мая 2019 года N 309.
Областной суд обратил внимание на то, что право на распоряжение спорным земельным участком у Вытновой Т.В. отсутствует, наложение 2 парковочных мест на земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный на праве аренды ФИО15, также не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не нарушает права Вытновой Т.В.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения суда, указав, что согласование размещения спорной парковки на публичных землях в зоне жилой застройки произведено без утвержденной документации по планировке территории и без учета мнения собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на прилегающих земельных участках, без разработки и утверждения проекта (схемы) организации дорожного движения на спорной территории, что, безусловно, нарушает права Вытновой Т.В. как жителя города Киреевска Киреевского района Тульской области на благоприятную окружающую среду, благоустройство территории, безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Пунктом 3.32 СП 42.13330.2016 установлено, что стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения (часть 1).
Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (часть 2).
Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения (часть 4).
Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения (часть 11).
Согласно пунктам 72 и 78 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 274, проект организации дорожного движения должен содержать, в частности, графические материалы, представленные в виде схем (чертежей) и отображающие выбор проектных решений по организации дорожного движения в соответствии с главой V данных Правил, включая схему расстановки технических средств организации дорожного движения, в том числе содержащую: дорожные знаки, линии дорожной разметки, дорожные ограждения и т.д.
Пунктом 11.33 СП 42.13330.2016 установлено, что на территории жилых зон, в том числе жилых районов, микрорайонов рекомендуется предусматривать места для хранения и паркования автомобилей в подземных и наземных стоянках автомобилей в соответствии с таблицей 11.8 с учетом уровня автомобилизации, принятого на расчетный срок согласно региональным, местным нормативам градостроительного проектирования.
В соответствии с пунктом 11.34 СП 42.13330.2016 размещение наземных, подземных, обвалованных гаражей-стоянок, открытых площадок автомобилей, предназначенных для хранения и паркования легковых автомобилей, без иных источников загрязнения (мойки, станции технического обслуживания) следует выбирать с учетом градостроительной ситуации, архитектурно-планировочного решения участка строительства; расстояния обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение нормативных требований, приведенных в СП 51.13330 "Свод правил. Защита от шума.
Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003", утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 825, СанПиН 1.2.3685 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2, СанПиН 2.1.3684 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, Методах расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 года N 273, Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также нормативных требованиях по пожарной безопасности.
Таким образом, приведенные нормативные положения определяют в качестве необходимых условий для организации парковки общего пользования принятие собственником земельного участка (иным уполномоченным лицом) решения о ее создании, а также совершение им действий по ее обустройству и эксплуатации - включая подготовку проекта организации дорожного движения, утверждение правил пользования парковкой, обозначение дорожными знаками территории, осуществление контроля и др, которые должны соответствовать установленным нормам, правилам и техническим регламентам.
Пунктом 3.16.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Киреевск Киреевского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Киреевск Киреевского района от 26 августа 2020 года N 31-149, установлено, что на территории муниципального образования город Киреевск площадки автостоянок (парковки) обустраиваются заинтересованными лицами с разрешения администрации муниципального образования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что спорная парковка расположена за пределами земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и не может быть признана гостевой, предназначена для общего пользования неопределенного круга лиц; организация указанной парковки, в том числе утверждение схемы ее расположения, произведена администрацией муниципального образования Киреевский район без соблюдения требований действующего законодательства; права Вытновой Т.В на благоприятную окружающую среду, благоустройство территории, безопасность дорожного движения нарушены.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд обоснованно возложил на администрацию обязанность принять меры к организации ликвидации парковки в качестве способа восстановления нарушенных прав. При этом понятие "организация" подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Киреевский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.