Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней Чукарина В.С. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Чукарина В.В, Егоровой Г.Н, Степанкова В.А, Степанковой Н.С, Вишнева В.В, Абакумовой Е.П, Аладьевой И.Д, Волкова А.Д, Зубовой А.А, Вишнева А.В, Дергач М.М, Зимина И.Н, Тармосина А.А, Доронкиной З.И, Соколова А.Р, Крылова С.В, Шапкариной Е.А, Литинской В.А, Папуциди К.Х, Солякина И.В, Целовальникова А.В. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, внести о ней сведения в Перечень автомобильных дорог местного значения с присвоением идентификационного номера, провести мероприятия по приведению автомобильной дороги в надлежащее техническое состояние.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чукарин В.В, Егорова Г.Н, Степанков В.А, Степанкова Н.С, Вишнев В.В, Абакумова Е.П, Аладьева И.Д, Волков А.В, Зубова А.А, Вишнев А.В, Дергач М.М, Зимин И.Н, Тармосин А.А, Доронкина З.И, Соколов А.Р, Крылов С.В, Шапкарина Е.А, Литинская В.А, Папуциди К.Х, Солякин И.В, Целовальников А.В. обратились в суд с коллективным административным иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, внести о ней сведения в Перечень автомобильных дорог местного значения с присвоением идентификационного номера, привести автомобильную дорогу в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Свои требования административные истцы обосновывают тем, что подъездная дорога к СНТ "Автомобилист-3" является единственной дорогой, соединяющей СНТ с улично-дорожной сетью, не находится в общей собственности членов СНТ "Автомобилист-3". Из обращений административных истцов в Правительство Московской области получены ответы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, согласно которым подъездная автомобильная дорога местного значения к СНТ "Автомобилист-3" отражена в генеральном плане Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденном решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа 1 июля 2021 года N 38/01-МЗ. В перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 5 августа 2008 года, перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2010 года N 928, а также в реестре муниципального имущества Сергиево-Посадского городского округа данная автомобильная дорога не значится, не имеет технического паспорта. Административные истцы считают, что административный ответчик допускает незаконное бездействие, выражающееся в невнесении автомобильной дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, необеспечении ее соответствия техническим регламентам и иным нормативным документам по обеспечению безопасности дорожного движения, что нарушает их права.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 апреля 2024 года, признано незаконным бездействие администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 723 м, расположенной по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с/п Васильевское, в районе д.Костромино, реестровый номер 1120094669. На администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области возложена обязанность привести в надлежащее состояние в соответствии с ГОСТ автомобильную дорогу общего пользования местного значения протяженностью 723 м, расположенную по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с/п Васильевское, в районе д.Костромино, реестровый номер 1120094669. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2024 года, и дополнениях к ней Чукарин В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия по административным делам ФИО23 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания имеются.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1 статьи 3 поименованного закона).
В пункте 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, кто признается владельцами автомобильных дорог, среди которых местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 указанной выше статьи).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (пункты 6, 11).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного закона).
Отсутствие автомобильной дороги в реестре муниципальной собственности, невключение ее в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить ее надлежащее содержание в целях использования для осуществления дорожного движения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что административные истцы являются членами СНТ "Автомобилист-3".
На Генеральном плане Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденном решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 1 июля 2021 года N 38/01-МЗ, отображена автомобильная дорога местного значения, расположенная в районе д.Костромино Сергиево-Посадского городского округа, проходящая вдоль р.Имбушка через СНТ "Орбита" к СНТ "Автомобилист-3".
Из ответов Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 1 августа 2023 года, 18 августа 2023 года, 7 сентября 2023 года, 15 сентября 2023 года, 21 сентября 2023 года следует, что автомобильная дорога, обеспечивающая подъезд к СНТ "Автомобилист-3", в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 5 августа 2008 года N 653/26, Перечне автомобильных дорог федерального значения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928, а также в реестре муниципального имущества Сергиево-Посадского городского округа Московской области не значится, расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и подлежит учету в муниципальной казне с внесением в реестр.
Кадастровым инженером Аксеновым А.А. 19 июня 2018 года подготовлено техническое описание сооружения - дороги общего пользования по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, в районе д.Костромино, проезд к СНТ "Орбита", согласно которому дорога общего пользования имеет протяженность 723 м, ширину проезжей части 4 м, материал покрытия - переходное, определены характерные точки контура, имеется ситуационный план, схема расположения на кадастровом плане территории, чертеж.
На основании указанного технического описания решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 июня 2018 года N 40/03 "О включении в состав муниципальной собственности муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области" дорог местного значения" дорога общего пользования протяженностью 0, 723 км. признана муниципальной собственностью муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район" и включена в Перечень автомобильных дорог местного значения под названием - дорога общего пользования "СПКРЧ-д.Новинки-СНТ-СНТ "Автомобилист-3", адрес: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, д. Новинки.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 17 ноября 2023 года дорога общего пользования "СПКРЧ-д.Новинки-СНТ-СНТ "Автомобилист-3" по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, д.Новинки протяженностью 723 м. находится в данном реестре под реестровым номером 1120094669 на основании решения Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N 40/03 от 28 июня 2018 года.
Постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 23 октября 2023 года N 2192-ПА "О проведении инвентаризации автомобильных дорог общего пользования, учтенных в реестре муниципального имущества Сергиево-Посадского городского округа Московской области" создана рабочая инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации в срок до 30 июня 2024 года для внесения изменений в казну муниципального образования "Сергиево-Посадский городской округ Московской области", согласно перечню дорог, указанных в приложении, инвентаризации подлежит, в том числе дорога общего пользования "СПКРЧ-д.Новинки-СНТ-СНТ "Автомобилист-3" по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, д.Новинки протяженностью 723 м. (N 205 в Перечне).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку дорога общего пользования протяженностью 723 м. была признана муниципальной собственностью муниципального образования Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области и была включена в Перечень автомобильных дорог местного значения под названием: дорога общего пользования "СПКРЧ-д.Новинки-СНТ-СНТ "Автомобилист-3", адрес: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, д.Новинки, поэтому администрация обязана привести в ее надлежащее состояние. Вместе с тем согласно выписке из ЕГРН от 11 декабря 2023 года земли общего пользования СНТ "Орбита" 18 февраля 1993 года были поставлены на кадастровый учет, и им был присвоен кадастровый номер 50:05:0030231:466. Из приложенного к выписке плана земель общего пользования СНТ "Орбита" и публичной кадастровой карты следует, что при установке границ земель общего пользования СНТ "Орбита" и внесении их в сведения о земельном участке в ЕГРН в конце 2023 года часть автомобильной дороги от СНТ "Орбита" до СНТ "Автомобилист-3" была включена в земли общего пользования СНТ "Орбита", в связи с чем автодорога к СНТ "Автомобилист-3" стала проходить через земли СНТ "Орбита". При таких обстоятельствах довод административных истцов о том, что дороги общего пользования не могут находиться в собственности СНТ "Орбита", не имеют правового значения, поскольку результаты межевания земель общего пользования СНТ "Орбита" в установленном законом порядке не оспорены, границы земель общего пользования СНТ "Орбита" были установлены и внесены в ЕГРН, в связи с чем исковые требования в остальной части подлежат оставлению без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции указал, что в настоящее время дорога в части от дер.
Костромино до СНТ "Орбита" протяженностью 723 м. оформлена в муниципальную собственность, а ее продолжение находится в общей долевой собственности членов СНТ "Орбита" в качестве земель общего пользования товарищества, в связи с чем до разрешения в установленном действующим законодательством порядке изъятия его из земель общего пользования СНТ "Орбита" эта часть дороги не может быть признана муниципальной собственностью. Эта часть дороги никогда не находилась в муниципальной собственности. Вопрос законности включения этой части дороги в состав земель общего пользования СНТ "Орбита" не является предметом судебного разбирательства по настоящему административному делу, а может служить основанием для заявления самостоятельного спора, поскольку он касается права собственности.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В ходе судебного разбирательства и в кассационной жалобе Чукарин В.В. указывал о том, что автомобильная дорога общего пользования местного значения, в том числе спорный участок дороги протяженностью примерно 300 м, проходящий в районе СНТ "Орбита", отражена в ситуационном плане проекта застройки СНТ "Автомобилист 3", утвержденном решением Исполкома Загорского Совета народных депутатов Московской области от 15 августа 1991 года N 1235/1, и в Генеральном плане Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденном решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 1 июля 2021 года N 38/01-МЗ. Административный ответчик согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязан доказать законность бездействия, оспариваемого административными истцами, однако таких доказательств административным ответчиком в суд не представлено. Административным ответчиком в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ не представлено никаких доказательств законности его действий (бездействия) в результате которых часть отраженной в Генеральном плане Сергиево-Посадского городского округа Московской области единственной подъездной автомобильной дороги к СНТ "Автомобилист-3", проходившей вдоль границы территории СНТ "Орбита" (примерно 300 м.), утратила статус муниципальной автомобильной дороги общего пользования и согласно публичной кадастровой карте стала относиться к землям общего пользования СНТ "Орбита".
Указанные доводы и обстоятельства судом апелляционной инстанции должным образом не проверялись.
Из Генерального плана Сергиево-Посадского городского округа Московской области следует, что указанный участок дороги включен в состав дороги местного значения.
Между тем, документы, послужившие основанием для включения в Генеральный план Сергиево-Посадского городского округа Московской области указанного участка дороги, судами не запрашивались и не исследовались.
С учетом изложенного имеются основания полагать, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права, повлиявшие на исход административного дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что апелляционное определение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. В ходе нового рассмотрения дела надлежит должным образом проверить указанные доводы и обстоятельства, дать оценку доказательствам по делу и с учетом всех доводов лиц, участвующих в деле, разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 апреля 2024 года отменить.
Административное дело направить дело на новое рассмотрение в Московский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.