Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Левушкина Альберта Львовича, Левушкиной Ирины Львовны, Левушкина Льва Львовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Левушкина Альберта Львовича, Левушкиной Ирины Львовны, Левушкина Льва Львовича к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения жалобу Левушкина А.Л, Левушкина Л.Л, их представителя - адвоката Петри Л.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Левушкин А.Л, Левушкина И.Л, Левушкин Л.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений главы администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее также - администрация) от 6 апреля 2018 года N о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу в отношении части жилого дома N; от 10 августа 2022 года N об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района Саратовской области в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в части жилого помещения - квартиры N; признании незаконными действий администрации по включению квартиры N в муниципальную программу "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2026 годах", утвержденную постановлением администрации от 25 апреля 2019 года N; возложении обязанности внести изменения в постановление от 6 апреля 2018 года N, исключив сведения о признании части жилого дома N по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу; в постановление от 10 августа 2022 года N, исключив пункт 1.1 об изъятии для муниципальных нужд квартиры N в указанном доме; исключить квартиру N из муниципальной программы "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2026 годах", утвержденной постановлением от 25 апреля 2019 года N.
В обосновании заявленных требований указано, что Левушкин А.Л, Левушкина И.Л, Левушкин Л.Л. являются собственниками жилого помещения по адресу: "адрес", которое ранее имело почтовый адрес: "адрес". Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 6 апреля 2018 года N жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации от 25 апреля 2019 года N указанный жилой дом включен в программу переселения из аварийного жилищного фонда. На основании постановления администрации от 10 августа 2022 года N жилое помещение, принадлежащее административным истцам, изъято для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района Саратовской области. Вместе с тем жилой дом надлежащим образом не обследовался уполномоченным органом, осмотр проводился визуально с уличной стороны. В техническом заключении от 2018 года указано, что деревянный жилой дом, выполнен с применением однотипных строительных материалов, фундаменты деревянные столбчатые. Однако эти данные не соответствуют действительности, поскольку жилой дом является монолитным шлакобетонным, фундамент - ленточным бетонным. Принадлежащее административным истцам жилое помещение не имеет признаков аварийности и представляет собой автономную часть жилого дома.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 2 августа 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 марта 2024 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 28 мая 2024 года через суд первой инстанции, административные истцы просят отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывают на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, ненадлежащее исследование и оценку доказательств, в том числе заключения проведенной в суде апелляционной инстанции экспертизы.
Администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, административные истцы на основании договора приватизации от 18 декабря 2003 года являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", право общей долевой собственности зарегистрировано 5 января 2004 года.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области от 19 декабря 2005 года жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан состоящим из 8 частей. Части дома, включающей изолированное жилое помещение, состоящее из 2 комнат, имеющей общую площадь 89, 9 кв. м, жилую площадь 36, 7 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", присвоен почтовый адрес: "адрес".
Здание, расположенное по адресу: "адрес", является многоквартирным домом, правообладателем 6 жилых помещений в указанном многоквартирном доме выступает муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Согласно техническому заключению, подготовленному "адрес" в марте 2018 года в соответствии с муниципальным контрактом, основные строительные конструкции жилого дома по адресу: "адрес" находятся в аварийном состоянии с физическим износом конструкций: фундамент - 50 %, стены - 80 %, чердачное перекрытие - 70 %, стропильная система - 70 %, кровля - 50 %; дом не пригоден для проживания, восстановлению не подлежит.
4 апреля 2018 года межведомственной комиссией, сформированной в соответствии с постановлением администрации от 10 августа 2016 года, проведено обследование жилого многоквартирного дома "адрес" 1964 года постройки, состоящего из 8 квартир, в результате которого установлено, что объект недвижимости находится в аварийном состоянии, о чем составлен акт.
На основании акта обследования многоквартирного жилого дома и технического заключения "данные изъяты" межведомственная комиссия приняла заключение от 4 апреля 2018 года N о признании жилого дома не пригодным для постоянного проживания и не подлежащим восстановлению.
Постановлением администрации от 6 апреля 2018 года N жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации от 25 апреля 2019 года утверждена муниципальная программа "Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2019-2026 годах".
Постановлением администрации от 17 января 2020 года в муниципальную программу с планируемым сроком расселения - 2020 год включен многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес".
На основании постановления администрации от 10 августа 2022 года N у собственников изъяты для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района Саратовской области жилые помещения, расположенные в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", в числе которых квартира N общей площадью 89, 9 кв. м с кадастровым номером N изъята у собственников - административных истцов.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы не обращались в установленном порядке с заявлением о признании объекта недвижимости аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В межведомственную комиссию документы, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее также - Положение N 47), не предоставлялись, часть жилого дома, расположенная по адресу: "адрес", объектом исследования не являлась. В оспариваемых постановлениях указана квартира N с кадастровым номером N по адресу: "адрес", при этом фактически со дня принятия постановления администрации от 19 декабря 2005 года N данному объекту недвижимости присвоен статус части жилого дома и почтовый адрес: "адрес".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что жилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности административным истцам, входит в состав многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", который в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. При этом администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, являясь органом, осуществляющим полномочия собственника муниципальных квартир, расположенных в указанном многоквартирном доме, правомерно инициировала процедуру признания такого дома аварийным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Помещение в многоквартирном доме является обособленной частью здания (многоквартирного дома), но не является самостоятельным объектом капитального строительства (пункт 1 статьи 141.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Новая редакция указанной нормы предусматривает, что в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Пунктом 7 Положения N 47 определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В силу пункта 42 Положения N 47 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в том числе составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения N 47).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения N 47).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения N 47).
В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц (пункт 53 Положения N 47).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включающая принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе заключение назначенной областным судом судебной строительно-технической экспертизы, суд апелляционной инстанции установил, что принадлежащее административным истцам жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является частью многоквартирного жилого дома, возведенного на едином фундаменте, стены основного строения выполнены из шлакобетона единой конструкции, стропильная система крыши является единой над всей площадью основного строения; порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу административным ответчиком соблюден; физический износ конструкций многоквартирного дома составил 80 %, решение о наличии основания для признания многоквартирного дома подлежащим восстановлению (реконструкции) межведомственной комиссией не принималось; в установленный срок снос многоквартирного дома собственниками не осуществлен, в связи с чем жилое помещение, принадлежащее Левушкину А.Л, Левушкиной И.Л, Левушкину Л.Л, обоснованно изъято для муниципальных нужд, права административных истцов не нарушены.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанная совокупность условий не установлена, в связи с чем требования административного иска обоснованно оставлены областным судом без удовлетворения.
Выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Иная оценка авторами кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении областным судом норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левушкина Альберта Львовича, Левушкиной Ирины Львовны, Левушкина Льва Львовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.