Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крюковой С.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Крюковой Светланы Николаевны к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителей Крюковой С.Н. - Ляховицкого Л.Е. и Большаковой М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крюкова С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее также - администрация), в котором просила признать незаконными постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19 июня 2023 года N 2404 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков"; обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N площадью 113 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", уч. 23; постановление администрации от 19 июня 2023 года N 2401 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков"; обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", уч. 23; постановление администрации от 19 июня 2023 года N 2406 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков"; обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 448 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", уч. 23; постановление администрации от 19 июня 2023 года N 2405 "Об отказе Крюковой С.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков"; обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 135 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", уч. 23; постановление администрации от 19 июня 2023 года N 2398 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 214 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", уч. 23.
Свои требования Крюкова С.Н. обосновывает тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 113 кв.м, с кадастровым номером N; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес"
30 мая 2023 года Крюкова С.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного выше земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности.
Постановлением администрации от 19 июня 2023 года N 2404 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес" и земель, находящихся в государственной собственности, в связи с тем, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Указано, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации. Часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.
Кроме того, ей принадлежат на праве собственности: земельный участок площадью 150 кв. м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23 ("адрес", "адрес"); земельный участок площадью 448 кв.м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"); земельный участок площадью 135 кв. м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23 ("адрес", ул. им. Столыпина, "адрес"); земельный участок площадью 214 кв. м, с кадастровым номером "адрес" категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу. "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23 ("адрес", ул. им. Столыпина, "адрес").
Постановлениями администрации от 19 июня 2023 года N 2401, N 2406, N 2405, N 2398 административному истцу отказано в заключении соглашений: о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23, и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч.23, и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч.23, и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23, и земель, находящихся в государственной собственности, по указанным выше основаниям.
Административный истец считает указанные постановления незаконными, нарушающими ее права.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 19 декабря 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 7 февраля 2024 года, административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 декабря 2023 года отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 мая 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 мая 2024 года, Крюкова С.Н. просит отменить апелляционное определение, считая его незаконным и необоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности на землю (регистрационная запись N 4582 от 25 сентября 1998 года) Крюковой С.Н. на основании постановления администрации г. Саратова от 15 сентября от 1998 года на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский поселок, уч. 23 площадью 1060 кв.м, с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости с приложением кадастровых планов Крюковой С.Н. принадлежат земельные участки по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский поселок, уч. 23 на основании постановления администрации г. Саратова от 15 сентября от 1998 года разной площадью с самостоятельными кадастровыми номерами, что свидетельствует о разделе единого земельного участка с кадастровым номером N
Крюковой С.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 113 кв.м, с кадастровым номером N; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
30 мая 2023 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности.
Постановлением администрации от 19 июня 2023 года N 2404 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и земель, находящихся в государственной собственности, в связи с тем, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Указано, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации. Часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.
Кроме того, Крюковой С.Н. принадлежат на праве собственности: земельный участок площадью 150 кв. м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23 ("адрес" площадью 448 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23 ("адрес", ул. им. Столыпина, "адрес"); земельный участок площадью 135 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. "адрес" "адрес"); земельный участок площадью 214 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, расположенный по адресу: "адрес").
Постановлениями администрации от 19 июня 2023 года N 2401, N 2406, N 2405, N 2398 административному истцу отказано в заключении соглашений: о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч.23, и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч.23, и земель, находящихся в государственной собственности; о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский поселок, уч. 23, и земель, находящихся в государственной собственности, по указанным выше основаниям.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт того, что образуемые земельные участки частично располагаются в пределах территории общего пользования в соответствии с картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утверждённых решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года N 54-397, сам по себе не может служить основанием для отказа в перераспределении земель, учитывая, что на карте градостроительного зонирования не устанавливаются границы территорий общего пользования (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), документация по планировке территории, на которой расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок, не утверждена, а согласно фактически сложившемуся порядку использования, такой земельный участок не расположен в пределах территории общего пользования.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда не согласилась с указанными выводами и отменила решение суда первой инстанции, указав, что оспариваемые постановления об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, основания для отказа в перераспределении земель являются законными.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (часть 8 статьи39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 11).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года N 54-397, земельные участки с кадастровыми номерами N расположены в территориальной зоне Ж-4 - зоне застройки индивидуальными домами, земельные участки с кадастровыми номерами N частично расположены в территориальной зоне Ж-4 - зоне застройки индивидуальными домами, частично в границах территории общего пользования.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции была проведена судебная землеустроительная экспертиза. Выводы из заключения экспертов N 491 от 11 декабря 2023 года также подтверждают доводы административного ответчика о том, что в случае перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский поселок, уч. 23 (г. Саратов, ул. Столыпина, д. 23), и земель, находящихся в государственной собственности, образуемые земельные участки не будут соответствовать требованиям Земельного Кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", так как указанные земельные участки частично расположены на территории общего пользования.
В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Согласно ответу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 5 апреля 2024 года в отношении испрашиваемых территорий документация по планировке территории не утверждалась.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 1963-О).
Согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводному реестру объектов муниципальной казны земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"), окружены с трех сторон: дорогой ул. им. ФИО6, протяженностью 630 м, кадастровый N; дорогой 2-й пр. им. ФИО6, протяженностью 398 м, кадастровый N; "адрес".А, протяженностью 366 м, кадастровый N, которые находятся в ведении администрации Волжского района города Саратова.
При установленных по делу конкретных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления об отказе Крюковой С.Н. в заключении соглашений о перераспределении земельных участков приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, основания для отказа в перераспределении земель являются законными.
Вопреки доводам кассационной жалобы из заключения экспертов N 491 от 11 декабря 2023 года следует, что часть границ образуемых земельных участков расположены на территории общего пользования (заштрихованы желтым цветом), чем нарушаются требования закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену либо изменение судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крюковой С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.