Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Жданова Вячеслава Ивановича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жданов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области во включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области; возложении обязанности включить в указанный реестр.
В обосновании заявленных требований указано, что 20 мая 2005 года между Ждановым В.И. и "данные изъяты" заключен договор долевого участия в строительства жилого дома по "адрес", предметом которого являлась однокомнатная квартира N общей площадью 51, 03 кв. м на пятом этаже в блок-секции "Б". Решением Кировского районного суда города Саратова от 9 октября 2008 года по гражданскому делу N с учетом кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 14 января 2009 года договор долевого участия в строительстве, заключенный между "данные изъяты" и Ждановым В.И, признан недействительным; с общества в пользу Жданова В.И. взысканы денежные средства в сумме 707 101 руб. и судебные расходы в сумме 10 262 руб. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 1 июля 2009 года по делу N требование Жданова В.И включены в реестр требований кредиторов "данные изъяты", впоследствии общество признано банкротом, денежные средства административному истцу не возвращены. Вместе с тем распоряжением министерства строительства Саратовской области от 31 июля 2023 года Жданову В.И. отказало во включение в региональный реестр пострадавших граждан.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 10 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 28 мая 2024 года через суд первой инстанции, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Считает недоказанным факт оплаты Ждановым В.И. обязательств по договору долевого участия в строительстве. Кроме того, "данные изъяты" не имело право распоряжаться спорной квартирой.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 3 марта 2003 года между "данные изъяты" и "данные изъяты" заключен договор о совместной деятельности по строительству жилого дома переменной этажности, согласно условиям которого 15, 03 % от всей общей площади жилого дома распределено в равных долях - по 6, 76 % между "данные изъяты" и "данные изъяты"", что составляет по 1 488 кв. м общей площади жилого дома для каждого юридического лица.
4 марта 2003 года между "данные изъяты" (застройщик) и "данные изъяты" (дольщик) заключен договор N долевого участия в строительстве жилого дома по "адрес", составлен и подписан акт на проведение зачета взаимных требований.
Согласно условиям указанного договора права на строящуюся однокомнатную квартиру N, расположенную на 5 этаже блок-секции "Б" перешли "данные изъяты".
21 апреля 2003 года "данные изъяты" (передающая сторона) заключило с "данные изъяты" (принимающая сторона) договор N о передаче долга по договору от 4 марта 2003 года N о долевом участии в строительстве жилого дома.
20 мая 2005 года между Ждановым В.И. (дольщик) и "данные изъяты" (застройщик) заключен договор долевого участия в строительстве, по условиям которого застройщик принимает дольщика на участие в строительстве шестисекционного кирпичного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по "адрес" и резервирует за ним строящуюся однокомнатную квартиру N общей площадью 51, 03 кв. м на 5 этаже в блок-секции "Б".
5 июля 2005 года между Ждановым В.И. (дольщик) и "данные изъяты" (застройщик) подписан договор N долевого участия в строительстве в отношении однокомнатной квартиры N общей площадью 51, 03 кв. м на 5 этаже в блок-секции "Б" по "адрес".
Во исполнение договорных обязательств Жданов В.И. за приобретенное право участия в долевом строительстве поставил обществу стройматериалы на сумму428 700 руб. и внес в кассу "данные изъяты" наличные денежные средства.
Вступившим в законную силу решением Саратовского районного суда Саратовской области от 9 июня 2008 года по гражданскому делу N признан недействительным договор уступки права требования от 28 сентября 2005 года, заключенный между Ждановым В.И. и ФИО13 в отношении однокомнатной квартиры N общей площадью 51, 03 кв. м на 5 этаже в блок-секции "Б" по "адрес". Со Жданова В.И. в пользу ФИО14 взыскано 663 390 руб, полученных по договору, проценты в размере 171 740 руб, судебные расходы.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 29 августа 2008 года возбуждено исполнительное производство N на основании исполнительного листа, выданного Саратовским районным судом Саратовской области по гражданскому делу N.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 9 октября 2008 года по гражданскому делу N признан недействительным договор долевого участия в строительстве от 20 мая 2005 года, заключенный между Ждановым В.И. и "данные изъяты"; с "данные изъяты" в пользу Жданова В.М. взысканы денежные средства в размере 428 700 руб, судебные расходы.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 14 января 2009 года решение Кировского районного суда от 9 октября 2008 года отменено в части отказа во взыскании с "данные изъяты" денежной суммы в размере 234 690 руб, процентов на указанную сумму и компенсации морального вреда. С "данные изъяты" в пользу Жданова В.И. в счет возмещения убытков взыскано 234 690 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 22 сентября 2005 года по 25 июня 2008 года в размере 32 824 руб, в счет возмещения морального вреда 5 000 руб, а всего 272 514 руб.
19 февраля 2009 года "данные изъяты" (застройщик) и Ждановым В.И. (дольщик) подписан договор N долевого участия в строительстве, по условиям которого застройщик принимает дольщика на участие в строительстве шестисекционного кирпичного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по "адрес" и обязуется передать дольщику имущественное право на однокомнатную квартиру N общей площадью 51, 03 кв. м на 5 этаже в блок-секции "Б".
В пунктах 1.3, 1.4 договора от 19 февраля 2009 года указано, что общие затраты на строительство жилого помещения на момент заключения договора составили 714 420 руб, которые оплачены дольщиком, что подтверждается справкой от 25 мая 2005 года, выданной директором "данные изъяты".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 1 июля 2009 года по делу N требования Жданова В.И. включены в реестр требований кредиторов должника "данные изъяты" в сумме 707 101 руб. в третью очередь.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 5 августа 2022 года по делу N "данные изъяты" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 31 июля 2023 N Жданову И.В. отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области в связи с тем, что заключенный Ждановым В.И. договор от 20 мая 2005 года признан недействительным, обязательства сторон прекратились, право на спорный объект недвижимости у административного истца не возникло.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленным Законом Саратовской области от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (далее также - Закон Саратовской области N 122-ЗСО), и при подаче заявления административный истец представил административному ответчику все необходимые документы.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
До 27 июня 2019 года часть 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ предусматривала, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 151-ФЗ) часть 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ признана утратившей силу.
На территории Саратовской области действует Закон Саратовской области от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (далее также - Закон Саратовской области N 122-ЗСО), который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Саратовской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
В силу части 1.1 статьи 5.1 Закона Саратовской области N 122-ЗСО (здесь и далее - в редакции на момент принятия оспариваемого решения министерства) в целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).
Согласно части 1.2 статьи 5.1 Закона Саратовской области N 122-ЗСО в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);
одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:
а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;
б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;
в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;
г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;
д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.
Постановлением правительства Саратовской области от 31 июля 2019 года N 539-П утверждено Положение о порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения решение о включении, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения письменного заявления гражданина по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Пунктом 8 Положения установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о включении в региональный реестр пострадавших граждан, который включает в себя:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) договор, подтверждающий возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину;
3) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином полностью обязательств по договору;
4) вступивший в законную силу судебный акт о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику многоквартирного дома в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (при наличии);
5) выписка из реестра требований кредиторов, содержащая информацию о том, что требование заявителя в размере денежных средств, оплаченных застройщику, включенное в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, не удовлетворено по причине недостаточности имущества должника (при наличии);
6) документ, подтверждающий погашение требований заявителя, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, в соответствующей части путем передачи недостроенного многоквартирного дома жилищно-строительному кооперативу (при наличии);
7) документ, подтверждающий право собственности заявителя на долю в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, зарегистрированного органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (при наличии);
8) судебное решение, устанавливающее факт нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения (при наличии).
Документ, указанный в подпункте 7 настоящего пункта, которые не представлен пострадавшим гражданином по собственной инициативе, запрашивается уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Заявитель вправе представить в уполномоченный орган иные документы, подтверждающие наличие оснований для включения в региональный реестр пострадавших граждан.
В силу пункта 14 Положения заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан при наличии одного из следующих условий:
1) статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона Саратовской области N 122-ЗСО;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов из числа предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 8 настоящего Положения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что Жданов В.И. в полном объеме внес денежные средства по договору долевого участия в строительстве, вместе с тем квартиру не получил, оплаченная сумма дольщику не возвращена, в связи с чем административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к пострадавшим гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и при подаче заявления о включении в региональный реестр пострадавших граждан представил в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области необходимые документы, подтверждающие его статус.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая основания принятого министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области решения об отказе во включении в региональный реестр пострадавших граждан Жданова В.И, административные исковые требования обоснованно удовлетворены судом.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.