Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Сорокиной Е.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Судариковой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сорокина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и возложить обязанность включить её в указанный реестр, признать незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения и признать право на данную выплату.
Свои требования Сорокина Е.В. обосновывает тем, что 14 февраля 2012 года заключила с ЖСК "Северный" договор N 79 о паевом участии в строительстве "адрес"А по улице имени ФИО5 в городе Саратове. Свои обязательства Сорокина Е.В. выполнила, полностью внесла пай, однако на указанную квартиру был оформлен ещё один договор, по которому пайщик ФИО6 зарегистрировала право собственности.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 февраля 2024 года, признано незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N 1053-р от 7 августа 2023 года об отказе во включении ФИО1 в региональный реестр пострадавших граждан, на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность включить Сорокину Е.В. в региональный реестр пострадавших граждан. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 мая 2024 года, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 14 февраля 2012 года между Сорокиной Е.В. и ЖСК "Северный" был заключен договор N 79 о паевом участии в строительстве жилого дома по "адрес"
Предметом договора стало жилое помещение (квартира) N 79, общей площадью 66, 80 кв.м, без учета площади лоджии 4, 71 кв.м, состоящее из трех жилых комнат, расположенное на девятом этаже в "адрес"
Согласно пункту 2.1 договора по окончании строительства и сдачи дома в эксплуатацию, а также при условии полной выплаты паевого и организационных взносов, предусмотренных уставом ЖСК, а также решениями общих собраний кооператива "ЖСК" обязуется передать пайщику документы, подтверждающие его право собственности на вышеуказанную квартиру для оформления в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
Согласно акту приема-передачи квартиры от 26 октября 2017 года паевой взнос оплачен Сорокиной Е.В. в полном объеме, квартира передана пайщику в состоянии, соответствующем условиям вышеуказанного договора, стороны взаимных финансовых и иных претензий не имеют, что также подтверждается справкой, выданной ЖСК "Северный".
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 6 декабря 2018 года за Сорокиной Е.В. было признано право собственности на квартиру по адресу: город Саратов, "адрес", общей площадью 66, 80 кв.м.
10 ноября 2022 года в Ленинский районный суд города Саратова с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам обратилась Арискина Е.В. По результатам рассмотрения данного заявления решением Ленинского районного суда города Саратова от 31 марта 2023 года в удовлетворении требований Сорокиной Е.В. о признании права собственности на вышеуказанную квартиру отказано.
26 июля 2023 года Сорокина Е.В. обратилась с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении в региональный реестр пострадавших граждан.
Уведомлением за N 17402 от 7 августа 2023 года Сорокиной Е.В. сообщено, что распоряжением N 1053-р от 7 августа 2023 года ей отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании того, что ею не предоставлен договор, подтверждающий факт возникновения правоотношений, а также платежные документы.
Разрешая административный спор и частично удовлетворяя административные исковые требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административный истец соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что договор участия в долевом строительстве должен содержать: определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; цену договора, сроки и порядок ее уплаты; гарантийный срок на объект долевого строительства; способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
Правоотношения в области защиты прав на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, урегулированы Законом Саратовской области от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (далее - Закон от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО).
Часть 1.1 статьи 5.1 Закона от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО предусматривает ведение уполномоченным органом в порядке, определенном правительством Саратовской области, реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 названной статьи (региональный реестр пострадавших граждан).
В силу пункта 2 Положения о порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 31 июля 2019 года N 539-П (далее - Положение) исполнительным органом государственной власти Саратовской области, уполномоченным на формирование и ведение регионального реестра пострадавших граждан, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Саратовской области.
Заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан в частности, если статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО; если заявителем не представлены или представлены не в полном объеме документы из числа предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 8 Положения (пункт 14 Положения).
Исходя из положений части 1.2 статьи 5.1 Закона от 2 августа 2012 года N 122-ЗСО в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);
одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:
а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;
б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;
в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;
г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;
д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.
Правильно применив приведенные выше законоположения, с учетом конкретных фактических обстоятельств, и принимая во внимание, что обязательства по договору Сорокиной Е.В. в части оплаты денежных средств исполнены в полном объеме, суды пришли к правильному выводу о том, что Сорокина Е.В. соответствовала критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и относится к числу пострадавших, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа во включении ее в реестр пострадавших граждан.
Доводы кассационной жалобы на правильность решения суда первой инстанции и апелляционного определения, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.