Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" на решение Советского районного суда г. Орла от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 14 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Морева С, Д. к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" о признании действий (бездействий) незаконными и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Морев С.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее также - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области), в котором просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области и взыскать компенсацию морального вреда в размере 260 000 руб.
Свои требования Морев С.Д. обосновывает тем, что он является бывшим сотрудником правоохранительных органов, между тем, в период с 14 июля 2021 г. по 3 октября 2021 г. он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области совместно с другими подозреваемыми и обвиняемыми, в связи с чем постоянно испытывал страх за свою жизнь и здоровье, находясь в одной камере с остальными лицами.
Условия содержания в следственном изоляторе, по мнению административного истца, были ненадлежащими, отсутствовала горячая вода, нормы санитарной площади в камере следственного изолятора не соблюдались, составляли менее 4 кв. м. на человека.
Ссылался на то, что в установленном порядке он не был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка следственного изолятора, а также с наложенными на него взысканиями, что нарушило его право на защиту.
Решением Советского районного суда г. Орла от 7 сентября 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 25 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 14 декабря 2023 года, административное исковое заявление Морева С.Д. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России в пользу Морева С.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере 30000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 мая 2024 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 4 июня 2024 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просит об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 названного Кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно статье 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение требований о раздельном содержании от других подозреваемых и обвиняемых лиц, являющихся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Аналогичные положения о раздельном содержании в исправительных учреждениях осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов содержатся в части 3 статьи 80 УИК РФ.
Судами установлено и из материалов дела следует, что приговором Подольского районного суда Московской области от 18 июня 2021 г, вступившим в законную силу 17 августа 2021 г, Морев С.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.228, ч.4 ст. 327 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Морев С.Д. прибыл из ФКУ СИЗО -3 УФСИН России по Московской области в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Орловской области 14 июля 2021 г. и убыл 3 октября 2021 г. в распоряжение УФСИН России по Вологодской области.
В ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Орловской области содержался в камере N 53 с 14 июля 2021 г. по 18 августа 2021 г. (наполняемость 4 человека), камере N305 с 18 августа 2021 г. по 27 сентября 2021 г. (наполняемость 4 человека), камере N25 с 27 сентября 2021 г. по 3 октября 2021 г. (наполняемость 2 человека).
Согласно ответу отдела военного комиссариата Вологодской области по городу Череповец и Череповецкому району от 25 января 2015 г. Морев С.Д. проходил срочную военную службу во внутренних войсках в Санкт-Петербургском институте МВД в период с 9 декабря 2009 г. по 8 декабря 2010 года.
За время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области Морев С.Д. не содержался отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт незаконного содержания Морева С.Д. в камерах следственного изолятора совместно с другими подозреваемыми и обвиняемыми, не относящимися к указанной категории, нашел свое подтверждение в предоставленных в материалы дела доказательствах, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в учреждении, подлежащей присуждению в пользу Морева С.Д, судебные инстанции приняли во внимание фактические обстоятельства допущенных нарушений.
Указанные выводы нижестоящих судов судебная коллегия находит состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Оснований считать, что определенный судебными инстанциями размер компенсации является не соответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания Морева С.Д, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности, справедливости и достаточности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Морева С.Д. в указанном размере основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области не было известно о том, что Морев С.Д. относится к указанной категории лиц, является несостоятельным, опровергается опросным листом из личного дела Морева С.Д. (л.д.197-198).
Вопреки доводам кассационной жалобы бремя доказывания соблюдения требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лежит на административных ответчиках. Доказательств, опровергающих доводы административного истца, административными ответчиками не представлено. Судом запрашивались соответствующие сведения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, однако они предоставлены не были (л.д.58, 67).
Позиция административного ответчика, отраженная в кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных постановлений, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.