Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Надеждина Геннадия Викторовича, Петушковой Натальи Николаевны к администрации городского округа Балашиха Московской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения Надеждина Г.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Надеждин Г.В, Петушкова Н.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области по устранению проблемы подтопленных земельных участков и восстановлению системы водоотведения в виде водоотводных канав по адресу: "адрес"; возложении обязанности в разумный срок привести конструкции и элементы водоотводного сооружения (системы ливневых канав), расположенных по указанному адресу, в соответствие с действующим требованиям строительных норм и правил, уведомив административных истцов о выполнении данных работ; устранить причины затопления земельных участков, а также восстановить водоотводное сооружение (системы ливневых канав) вдоль "адрес" до существующей системы ливневой канализации, расположенной на "адрес" и поддерживать ее в исправном состоянии.
В обоснование заявленных требований указано, что Надеждин Г.В, Петушкова Н.Н. являются собственниками жилых домов и земельных участков, находящихся по адресу: "адрес" соответственно. В период застройки микрорайона в 1937 году проведены работы по отводу воды: вдоль всех улиц с обеих сторон дорог прорыты открытые дренажные канавы. В последующем при строительстве многоэтажных домов застройщиком была частично засыпана ливневые канавы, что влечет подтопление земельных участков административных истцов.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 18 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившиеся в непринятии мер по восстановлению водоотводных сооружений по адресу: "адрес"; на администрацию возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда предпринять меры по восстановлению водоотводных сооружений (системы ливневых канав) вдоль "адрес" протяженностью приблизительно 717 м до существующей системы ливневой канализации, расположенной на пересечении "адрес" в соответствие с СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016). С администрации в пользу каждого из административных истцов взысканы расходы по оплате экспертизы в размере по 55 000 руб. Административные исковые требования об обязании содержать сооружений в исправном состоянии оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 8 мая 2024 года через суд первой инстанции, администрации городского округа Балашиха Московской области просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Надеждиным Г.В, Петушковой Н.Н, а также обществом с ограниченной ответственностью "Аврора" представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Надеждин Г.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; Петушкова Н.А. - "адрес".
Автомобильная дорога по улице Второй микрорайона Ольгино города Балашиха Московской области является муниципальным имуществом и состоит на балансе администрации городского округа Балашиха Московской области.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Балашиха Московской области, утвержденному постановлением администрации городского округа городского округа Балашиха Московской области от 13 мая 2020 года N 173-ПА, дорога "адрес" протяженностью 0, 495 км, идентификационный номер N, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Балашиха Московской области.
Согласно сообщению заместителя главы администрации городского округа Балашиха Московской области от 8 октября 2013 года N инвестором-застройщиком жилого комплекса "данные изъяты" в 2013 - 2014 годах запланированы работы по обустройству ливневой канализации для отведения ливневых и паводковых вод с подтапливаемых участков в частном секторе "адрес".
Из сообщения заместителя главы администрации городского округа Балашиха Московской области от 16 августа 2017 года N N следует, что по "адрес" централизованные линии сети ливневой канализации отсутствуют, работы по восстановлению придорожной канавы по указанному адресу будут внесены в план работы на III квартал 2018 года в связи с тем, что на 2017 год проведение данного вида работ не запланировано. В целях предотвращения подтопления земельного участка по адресу: "адрес" подрядной организацией "данные изъяты" 8 августа 2017 года выполнены работы по уборке от мусора и грязи существующих канав по "адрес".
В сообщении заместителя главы администрации городского округа Балашиха Московской области от 26 апреля 2018 года N указано, что по адресу: "адрес" сеть ливневой канализации отсутствует; отвод дождевых и талых вод осуществляется за счет уклона дорожного полотна и придорожных канав. Данная автомобильная дорога состоит на балансе администрации городского округа Балашиха Московской области, однако без прилегающих систем дренажа (водоотведения). Строительство ливневой канализации по указанному адресу не планируется.
Из сообщения начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Балашиха Московской области от 25 мая 2021 года N следует, что в районе нахождения земельного участка Петушковой Н.Н. городские сети ливневой канализации отсутствуют. Содержание ливневых систем канализации и откачку дождевой воды в придорожной полосе, полосе отвода производят соответствующие дорожные службы.
Согласно сообщению заместителя главы администрации городского округа Балашиха Московской области от 28 мая 2021 года N вдоль автомобильной дороги по "адрес" существуют водоотводные канавы, в связи с чем обустройство ливневой канализации на данной улице нецелесообразно. Подрядной организацией проведены работы по ликвидации подтопления по указанному адресу. В период выпадения обильных осадков указанный участок дороги взят на особый контроль по ликвидации подтоплений при их возникновении в максимально короткие сроки механизированным способом.
Администрацией городского округа Балашиха Московской области (заказчик) и "данные изъяты" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 26 декабря 2022 года N, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется выполнять работы по содержанию ливневой канализации в 2023 году.
В приложении N 1 к техническому заданию к муниципальному контракту в составе работ объекты ливневой канализации по "адрес" отсутствуют.
Определением Железнодорожного городского суда Московской области от 26 мая 2023 года по настоящему административному делу назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено "данные изъяты".
Согласно заключению эксперта от 10 июля 2023 года N причиной затопления земельных участков Надеждина Г.В. и Петушковой Н.Н, расположенных по "адрес", является то, что высотная отметка данных участков ниже высотной отметки существующей дороги, и дренажная канава между дорогой, проложенной по "адрес", и земельными участками частично засыпана, что исключает возможность отвода дождевых вод по данной дренажной канаве. Конструкция и элементы водоотводного сооружения (системы ливневых канав), расположенного по "адрес", требованиям строительных норм и правил не соответствует. Водоотводное сооружение (системы ливневых канав) проложено не вдоль "адрес" и не обесточивает отвод дождевых и талых вод, что не соответствует пункту 13 СП 42.13330.2016. Для устранения причин затопления необходимо восстановить водоотводное сооружение (системы ливневых канав) вдоль "адрес" (приблизительно 717 м) до существующей системы ливневой канализации, расположенной на пересечении "адрес" и поддерживать ее в исправном состоянии (очищать от веток и мусора).
Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрация городского округа Балашиха Московской области является органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице "адрес" и несет обязанность по ее содержанию; к вопросам местного значения городского округа относится организация водоотведения в границах городского округа, вместе с тем административным ответчиком в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, не принимаются меры по восстановлению водоотводных сооружений вдоль указанной автомобильной дороги.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), подпункта 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктами 7.29, 7.30 ГОСТ 33100-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог", утвержденного приказом Росстандарта от 31 августа 2015 года N 1205-ст, система дорожного водоотвода - ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; водопропускные сооружения (мосты и трубы) в местах пересечения автомобильными дорогами водотоков, суходолов и оврагов.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа водоотведения, а также содержанию автомобильных дорог местного значения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что боковые канавы, отводящие дождевые (талые) воды с поверхности автомобильной дороги местного значения, проходящей по "адрес", находятся в ненадлежащем состоянии; организация водоотведения по "адрес" не соответствует обязательным требованиям, в результате чего происходит подтопление земельных участков административных истцов, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления и нарушении прав административных истцов.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.