Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова А.Ю, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пензы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 29 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению жилищного кооператива "Мираж" к администрации города Пензы о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
жилищный кооператив "Мираж" (далее - ЖК "Мираж", кооператив) обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения о признании незаконным постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 года N "О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 года N "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Пензы, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора (далее также - Перечень многоквартирных домов), многоквартирного дома по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес" принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определен ЖК "Мираж". Оспариваемым постановлением администрации города Пензы указанный многоквартирный дом вопреки волеизъявлению собственников помещений включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. При этом органом местного самоуправления не соблюдены условия, предусмотренные частью 7 статьи 170, частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации для принятия соответствующего решения. Со стороны ЖК "Мираж" не допущено нарушение срока проведения капитального ремонта общего имущества (лифтового оборудования) - 2024 год, который предусмотрен актуальной редакцией Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной постановлением правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 года N 95-пП (далее также - Региональная программа капитального ремонта Пензенской области). Необходимость проведения указанных работ ранее названного срока (2024 год) уполномоченным органом - министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области, министерство) не устанавливалась. Кроме того, согласно заключениям, выданным "данные изъяты", техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифтов в многоквартирном доме "адрес" до 15 февраля 2025 года (включительно).
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 13 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 29 февраля 2024 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поступившей 24 мая 2024 года в суд первой инстанции, администрация города Пензы просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что многоквартирный дом "адрес" комиссией министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области в установленном порядке признан требующим проведения капитального ремонта лифтов в соответствии с предусмотренной Региональной программой капитального ремонта пензенской области, администрация города Пензы, получив документы из министерства и управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - УЖКХ города Пензы), в пределах предоставленных полномочий включило спорный дом в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Обращает внимание на то, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на специальном счете не был представлен в министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области и УЖКХ города Пензы.
Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области и министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области представлены письменные отзывы, в которых выражено согласие с доводами кассационной жалобы; ЖК "Мираж" представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы отзывов и возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ЖК "Мираж" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес".
6 августа 2014 года общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома принято решение (протокол N о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете ЖК "Мираж".
Постановлением правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 года N 95-пП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, куда в редакции постановления правительства Пензенской области от 9 февраля 2022 года N 92-пП включены работы по капитальному ремонту общего имущества - лифтов в многоквартирном доме "адрес" со сроком проведения в 2022 году.
Согласно заключениям "данные изъяты" от 25 октября 2021 года N, N, от 27 января 2022 года N, от 19 октября 2022 года N, N техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифтов в многоквартирном доме по адресу: "адрес", до 15 февраля 2025 года.
4 августа 2022 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома "адрес" принято решение о переносе срока капитального ремонта (замены) лифтов с учетом заключений "данные изъяты" на 2025 год.
Приказом министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 20 января 2023 года N на основании заключения комиссии министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 12 января 2023 года N многоквартирный дом "адрес" признан требующим проведения работ по капитальному ремонту лифтов с установлением предельного срока их выполнения в 2024 году.
Ввиду невыполнения работ по капитальному ремонту лифтов в многоквартирном доме в установленный Региональной программой капитального ремонта Пензенской области срок (2022 год) постановлением администрации города Пензы от 17 февраля 2023 года N "О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 года N 1121 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" многоквартирный дом по адресу: "адрес" включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на "адрес", включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора.
2 марта 2023 года региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области в адрес ЖК "Мираж" направлено уведомление от 2 марта 2023 года N о принятии органом местного самоуправления решения в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и необходимости перечисления средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора до 17 марта 2023 года.
В соответствии с Региональной программой капитального ремонта Пензенской области в редакции постановления правительства Пензенской области от 6 апреля 2023 года N 262-пП (актуальной на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) срок проведения капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме N "адрес" установлен - в 2024 году.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 года N является законным, соответствует требованиям жилищного законодательства, прав административного истца не нарушает, ЖК "Мираж" пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административное исковое заявление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не имеется достаточных правовых оснований для констатации бездействия ЖК "Мираж" и собственников помещений в многоквартирном доме по несоблюдению установленного Региональной программой капитального ремонта Пензенской области срока проведения капитального ремонта общего имущества, необходимость проведения которого административным ответчиком при рассмотрении дела не доказана; при этом срок проведения капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме "адрес" министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области и Региональной программой капитального ремонта Пензенской области установлен - в 2024 году, оспариваемое постановление не содержит правовых и фактических оснований принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что нарушает права административного истца и влечет незаконность оспариваемого постановления; указанное решение администрацией города Пензы в адрес ЖК "Мираж" не направлялось, что свидетельствует об отсутствии у административного истца достаточной и необходимой информации для своевременного обращения за защитой своих прав в судебном порядке, уважительности причин пропуска срока и наличии оснований для его восстановления.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами областного суда.
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
На федеральном уровне порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентирован разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).
Аналогичные положения приведены в Законе Пензенской области от 1 июля 2013 года N 2403-ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области", Порядке представления собственникам помещений в многоквартирном доме лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональным оператором (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) предложений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, предусмотренных частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденном постановлением правительства Пензенской области от 13 февраля 2018 года N 57-пП.
В силу части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что собственники многоквартирного дома N "адрес" реализовали право избрания способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете управляющей организации ЖК "Мираж", срок, предусмотренный Региональной программой капитального ремонта Пензенской области для общего имущества указанного дома продлен, бездействие со стороны ЖК "Мираж" по непроведению капитального ремонта отсутствует, оснований для вынесения оспариваемого постановления администрации города Пензы по изменению способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не имелось; права административного истца нарушены.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, областным судом не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 29 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Пензы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.