Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Найденовой О.Н, Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО на решение Унечского районного суда Брянской области от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 мая 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Унечскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Унечского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области ФИО об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения представителя ФИО - ФИО, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконными постановлений заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Унечского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области (далее - Унечское РОСП) ФИО от 7 августа 2023 года о возбуждении исполнительного производства N и расчете задолженности по алиментам.
В обосновании заявленных требований указано, что судебным приказом от 25 марта 2011 года с ФИО взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка. ФИО обратилась в судебный участок с заявлением о выдаче дубликата судебного приказа по истечении 11 лет. Ребенок достиг совершеннолетия. 1 июня 2023 года в отсутствие предусмотренных законом оснований судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, 7 августа 2023 года определена задолженность по алиментам за период с 22 мая 2020 года по 13 мая 2021 года в размере 134 194 руб. 70 коп.
Решением Унечского районного суда Брянской области от 29 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 мая 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 мая 2024 года через суд первой инстанции, ФИО просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании судебного приказа мирового судьи Унечского судебного участка N Брянской области от 25 марта 2011 года по гражданскому делу N с ФИО в пользу ФИО взысканы алименты на содержание дочери ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере 1/4 всех видов заработка и иного дохода начиная с 25 марта 2011 года и до совершеннолетия ребенка.
Определением мирового судьи Унечского судебного участка N Брянской области от 16 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Унечского районного суда Брянской области от 23 марта 2023 года, ФИО выдан дубликат судебного приказа от 25 марта 2011 года.
22 мая 2023 года в Унечское РОСП поступило заявление ФИОо возбуждении исполнительного производства на основании дубликата судебного приказа от 25 марта 2011 года, в котором содержалось требование о расчете задолженности за период с 22 мая 2020 года по 13 мая 2021 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Унечского РОСП от 1 июня 2023 года возбуждено исполнительное производство N в отношении ФИО в пользу ФИО о взыскании алиментов на содержание ФИО
3 августа 2023 года должнику вручено требование о предоставлении справок по форме 2-НДФЛ за 2020, 2021 годы.
7 августа 2023 года заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава ФИО вынесла постановление, согласно которому задолженность ФИО по алиментам за период с 22 мая 2020 года по 13 мая 2021 года определена в размере 134 194 руб. 70 коп.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 7 августа 2023 года прекращено исполнительное производство N в связи с прекращением алиментных обязательств по основанию, предусмотренному абзацем 2 пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации; возбуждено отдельное исполнительное производство N о взыскании с ФИО в пользу ФИО задолженности по алиментам в сумме 134 194 руб.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ФИО от 15 августа 2023 года внесены изменения в постановление от 7 августа 2023 года о расчете задолженности в части уменьшения суммы задолженности за период с 1 февраля 2021 года по 28 февраля 2021 года с 17 833 руб. 50 коп. до 12 807 руб. 25 коп, в части уменьшения суммы общей задолженности за период с 22 мая 2020 года по 13 мая 2021 года с 134 194 руб. 70 коп. до 129 168 руб. 45 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что алименты за период, предшествовавший предъявлению исполнительного документа, взыскиваются за предшествующие предъявлению исполнительного документа три года независимо от вины должника.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 4 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
Согласно статье 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Закона об исполнительном производстве.
Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Согласно пункту 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 названного Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление о судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, является основанием для возбуждения исполнительного производства (часть 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что дубликат исполнительного документа мог быть предъявлен к исполнению в течение трех лет после достижения ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, совершеннолетия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, расчет задолженности произведен за период, не превышающий трехлетний срок, предшествующий предъявлению дубликата судебного приказа к принудительному исполнению, и до момента достижения ребенком совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ).
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения, действий (бездействия) административного ответчика необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанная совокупность условий не установлена, в связи с чем требования административного искового заявления обоснованно оставлены без удовлетворения.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Унечского районного суда Брянской области от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.